Общественно-политическая и экономическая жизнь в Туркестане в начале XX в.

Только в ХХ веке, с началом неизбежного разрушения колониального строя, население колониальных стран начало активные действия, направленные на получение политических прав. В начале ХХ века такие же процессы охватили и территорию Российской империи. Царское правительство, обеспокоенное нараставшими народными волнениями, было вынуждено внести некоторые изменения в различных сферах жизни и, в частности, оно внесло некоторые изменения, касавшиеся системы выборов. Так, 6 августа 1905 года был принят Манифест о создании Государственной Думы и Положение о выборах в Государственную Думу, однако в соответствии с этим Положением некоторые социальные слои населения были лишены права голоса. Вследствие революционных событий, имевших место в России, уже 17 октября 1905 года был издан Манифест, в который были внесены некоторые поправки в области предоставления политических прав. Манифестом были дарованы право на участие в выборах в Думу, помимо тех, которым эти права были предоставлены ранее, еще и женской части населения, военнослужащим, а также учащимся. Возрастной ценз был установлен на отметке в 25 лет.
Для населения Туркестанского края, также впрочем, как для населения других российских колоний, был установлен особый порядок выборов, согласно которому европейская часть населения могла выбрать в Думу 7 депутатов, в то время как местное население могло выбрать только 6 представителей. Исходя из простейших расчетов выходило, что на каждого депутата европейской части населения приходилось 46 тысяч избирателей, в то время как на каждого представителя местного населения приходилось 896 тысяч избирателей. Тем не менее, даже это было большим успехом для представителей Туркестана, поскольку они смогли участвовать в работе II Государственной Думы. В дальнейшем они лишены этого права и не принимали участия в работе следующих Государственных Дум.
Такая политика царского правительства горячо обсуждалась и осуждалась на страницах печати Туркестана. С образованием национальной печати представители прогрессивной части местного населения стали пропагандировать свои идеи по преобразованию общества. Со страниц таких газет, как «Тараккий» (основана в 1906 году), «Хуршид» (1906), «Самарканд» (1913), «Садойи Туркистон» (1914-1915), «Садойи Фаргона» (1914) и газет, которые издавались после февральской революции 1917 года, таких как «Турон», «Кенгаш», «Нажот», «Улуг Туркистон», прогрессисты предлагали свои пути реформирования общества и, тем самым, оказывали заметное влияние на формирование социально-политических взглядов народа.
Помимо этого прогрессисты призывали народ к активному участию в выборах в городские думы и избранию в ее состав достойных представителей, которые смогли бы защитить их права. Об этом, к примеру, на страницах газеты «Садои Туркистон» от 29 октября 1914 года писал один из видных представителей национальных прогрессистов Рауф Музаффарзода, который отмечал, что в городское управление необходимо избирать высокообразованных и культурных людей, поскольку до сего времени местное население избирало настолько необразованных людей, что некоторые из них даже не умели писать свои имена.[1] Рауфа Музаффарзоду побудило написать об этом то, что в 1914 году в Ташкентскую городскую думу вместе с избранием 6-7 представителей национальных прогрессистов, были избраны и люди «мыслящие по старому», кадимисты. Как результат представители местного населения в городской думе были разделены на «джадидов и кадимистов» .
После февральских событий 1917 года в Туркестане усилилось движение по проведению выборов в представительные органы. Прогрессивные силы Туркестана на страницах печати проводили разъяснительную работу, объясняя народу значение участия в выборах в городскую думу. В статье «Выборы в городскую думу», опубликованной в газете «Турон» писалось о том, что если местное население заинтересовано в развитии своей страны и желает улучшить положение в крае, то оно, несомненно, должно активно участвовать в выборах и постараться получить на них как можно больше голосов. [3]
Наряду с этим, на страницах периодической печати того времени стали публиковаться статьи, в которых были настойчивые призывы к объединению прогрессистов и представителей улемы.[4] В них особо подчеркивалось, что вместе с завоеванием свободы в результате февральской революции необходимо достигнуть национальной консолидации. Как отмечал выдающийся деятель джадидского движения Махмудхужа Бехбудий, результатом разногласий может быть только то, что народ Туркестана опять будет порабощен другими и развитие края отстанет на сотни лет и «вместо благодарности будущее поколение будет проклинать нас».[5]
В заключении необходимо отметить, что в начале ХХ века в Туркестане произошли изменения в системе выборов в представительные органы власти. После февральской революции 1917 года в результате деятельности национальных политических организаций местное население Туркестана приняло активное участие в выборах в городские думы. Хотя мусульмане Туркестана не смогли действовать согласованно, тем не менее они поняли значение выборов и действовали с целью получения большего количества голосов. Участие в выборах женской части местного населения края было особым событием в начале ХХ века и в этом заслуга, прежде всего прогрессистов Туркестана.

Просмотров: 1350
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(33133)
Пять принципов «Узбекской мо ...(11000)
Основные признаки цивилизаци ...(5836)
Концепция цивилизации Тойнби ...(5727)
Социальное пространство. ...(5595)
Неопозитивизм и его представ ...(5314)
Практика как основа и цель п ...(4527)
Основные подходы к цивилизац ...(4255)
Перцептуальное пространство. ...(4231)
Биологизаторские концепции ч ...(4046)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 2
Ботов - 0