Культура народов края в ХVIII - первой половине ХIХ в.

Культурная жизнь в узбекских ханствах XVIII — первой половины XIX вв. отличалась большой отсталостью и консервативностью. Господствующие классы старались держать народ в темноте и невежестве, насаждали религиозные предрассудки, чтобы легче было эксплуатировать трудящихся.
Во всех ханствах существовали только конфессиональные школы. Богословие, мусульманская догматика, схоластические споры и комментирование старых юридических трактатов составляли все содержание занятий в бухарских медресе.
Передовые идеи и достижения науки весьма слабо проникали в ханства (главным образом из России). Представители зарождавшейся прогрессивной интеллигенции подвергались преследованиям. В исторической литературе узбекских ханств XIX в. господствовали антинаучные, религиозно-мистические представления. Причины исторических событий усматривались в божественных предначертаниях, и т. п. Изложение истории преподносилось в крайне витиеватом стиле, загроможденном литературными украшениями, длиннейшими эпитетами и стихотворными вставками.
Во второй .половине XVIII в. в Бухаре были написаны исторические сочинения Абдуррахмана Тали «История Абулфайз-хана» и Мухаммед Вафаи Керм.ин.еги «Тухфаи хани». Следует признать, что эти произведения далеко уступают составленной в начале XVIII в. книге Мир Мухаммед-Амина Бухари «Убайдулла-намэ» в оригинальности и самостоятельности суждений о явлениях социально-экономической жизни того времени. Однако они содержат обширный и зачастую подробный материал, без которого не обойдется историк, исследующий явления политической жизни и классовой борьбы в Средней Азии XVIII в.
В конце XVIII в. Мухаммед Шариф составил обширную историческую хронику «Тадж-ат-таварих». Изложение в ней начинается с истории Шейбанидов, но весь материал, касающийся XVI, XVII и частично XVIII вв., списан из сочинений других историков {Убайдулла-намэ, Тухфаи хани и Др.). Только заключительная часть книги, в которой описываются события конца XVIII в., не является компиляцией. Наибольшую ценность представляют содержащиеся в этой рукописи описания народных восстаний конца XVIII в.
Интересную хронику по истории Ташкента составил в 80-х годах XIX в. историк Мухаммед Салих, сын Кара-Ходжи. Этот мударрис, ярый противник присоединения Средней Азии к России, подробно изложил историю Ташкента XVIII—XIX вв. Только у -него можно найти описание ташкентских восстаний 1847 и 1853 гг.
В Хиве XIX в. продолжалась работа по переводу на узбекский язык исторических сочинений. Были начаты переводы всеобщей истории Мирхонда и Хондемира, переведены мемуары Васифи и другие сочинения. Эта работа продолжалась и -позднее, когда были переведены труды по всеобщей истории средневековых арабских историков ал-Масуди (X в. н. э.) и Ибн ал-Асира (XII—XIII вв.).
Из литературных произведений этого времени следует указать на диван (сборник стихов) узбекского историка и поэта Муниса. Несколько позже бухарский поэт Мирза Садик мунши, автор «Дивана» в 15 тыс. стихов и большого числа месневи, составил в стихах «Историю мангытских государей» и переложил на стихи популярную в литературах Востока историю Иосифа. В Хиве в царствование хана Мухаммед-Рахима II была •составлена объемистая антология хивинской поэзии под пышным названием «Собрание 30 царских поэтов, сопутствующих Фирузу». Хивинская антология была - составлена по поручению хана придворным врачом и поэтом Ахмед-табибом (под псевдонимом Тибиби), который не преминул заявить по адресу своих собратьев по перу:. «Все они подражают Навои, но никто из них не талантлив, как Навои».
В этот же период поэты Фазли и Машраф составили антологию современной им кокандской поэзии под названием «Собрание поэтов» (Маджмуаи-шуара). Стихи придворных льстецов отличались изысканностью формы, не были бедны по содержанию и глубоко реакционны по своему идейному направлению. Формалистические упражнения придворных поэтов, поощрявшиеся ханами, остались неизвестными и чуждыми народу.
В Коканде в начале XIX в. .выступил талантливый поэт-демократ Махмур. В своих сатирических произведениях Махмур выразил глубокое возмущение народных масс несправедливостями .феодального строя.
В стихах Махмура, конечно, нет призыва к свержению •существующего строя, но он осмелился в условиях феодальной деспотии активно выступить в защиту бедняков от эксплуатации .и произвола феодалов. Одно это уже говорит ю его большом мужестве, преданности народу и несомненно .демократическом направлении его творчества. Поэт сознавал глубокую противоположность интересов народа и пра-. вящей клики. В сатире на Фазли имеются такие строки: Сочинителей растянутых стихов Презирают, как придворных дураков.
Другой ферганский прогрессивный писатель демократического направления — Гульхани — в сатирических «Рассказах о сове» смело разоблачил и высмеял многочисленных представителей господствующего класса. В басенной форме, под видом птиц, Гульхани нарисовал портреты султана, вельможи, правителя, суфия, сейида, казначея и дру-тих придворных. Писатель из народа (он был истопником,, затем солдатом) Мухаммед Шариф Гульхани описал представителей знати с точки зрения эксплуатируемых ими трудящихся, беспощадно бичуя их жадность и скупость, невежество и безжалостность к народу.
В 30-х годах XIX в. в Шахрисабзе поэт Хирами перевел, популярные индийско-персидские сборники рассказов «Чар-дервиш» (Четыре дервиша) и «Тути-намэ» (Рассказы попугая). В узбекских ханствах распространялись также списки 1 популярных народных романов «Юсуф и Зулейха», «Тахир и Зухра», «Баз-Оглан», «Юсуф и Ахмед», стихотворные переделки эпического сказания «Гор-оглы» и др. В сборники включались переводы популярных рассказов из цикла «Бах-тиар-намэ» и оригинальные рассказы.
В середине XIX в. формировались взгляды замечательного среднеазиатского просветителя Ахмеда Дониша, родившегося в 1827 г. Однако начало широкой литературной п. общественно-политической деятельности Ахмеда Донишэ -относится уже к 60—70-м годам (после поездки в Россию): и потому его творчество рассматривается в следующем томе.
Массовое народное творчество народов Узбекистана проявлялось в песнях, рассказах, сказаниях и в уличных театральных представлениях бродячих артистов. На пло-шадях городов эти актеры без декораций и без специальных костюмов разыгрывали несложные бытовые пьесы, высмеивая ханжество и продажность духовенства, судей,-администрации. В таком же сатирическом направлении давались представления кукольного театра, получившего широкое распространение по всей Средней Азии. Лучшими мимистами, имитаторами и кукольщиками считались узбеки.
Из других видов народного искусства были распространены акробатика и показ фокусов. Театральные и•акробатические представления устраивались главным образом во время праздников и на семейных торжествах.
Массовым искусством была также музыка. На музыкальных инструментах —духовых, струнных и ударных, музыканты исполняли своеобразные сложные мелодии. Пение обычно сопровождалось аккомпанементом. В театральных и трюковых представлениях также участвовали музыканты,


Просмотров: 1337
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(33136)
Пять принципов «Узбекской мо ...(11003)
Основные признаки цивилизаци ...(5843)
Концепция цивилизации Тойнби ...(5727)
Социальное пространство. ...(5596)
Неопозитивизм и его представ ...(5315)
Практика как основа и цель п ...(4527)
Основные подходы к цивилизац ...(4255)
Перцептуальное пространство. ...(4231)
Биологизаторские концепции ч ...(4047)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 6
Ботов - 0