Мавераннахр и Хорасан в эпоху Шейбанидов.

Кочевые узбеки, приведенные Шейбани-ханом в Маераннахр, обосновались: около Ташкента, в Долине Зарафшана, Кашкадарьинском и Сырдарьинском районах; значительная часть кочевников перешла Амударью и заняла территорию современного Северного Афганистана, смешалась с сельджуками. Каждая из областей темуридского государства была передана в юрт (владение) определенному узбекском племени. Так, Термезом владело племя кунграт, Кундузом - катаган и т. д. Расселение сопровождалось вытаптыванием посевов и сгоном с пастбищ, местных кочевников-тюрков. Все это привело к временному упадку запустению некогда культурных пространств. Часть оседлых таджиков ушла в горы. Местные кочевники тюркского происхождения слились с завоевателями в силу общности языка и вошли в число узбекских племен. В конце XVI в. скотоводческие племена перешли к оседлому образу жизни, их стали называть дехканами (оседлый) или кишлак-нишин.
Хозяйственная жизнь городов постепенно стала восстанавливаться. В XVI в. широких размеров достигли ремесленная и торговая деятельности, архитектура Самарканда и Ташкента. До наших дней сохранились построенные при Абдулла-хане чорсу-купольные здания, караван-сараи, мечети и другие здания в Бухаре. С развитием ремесла оживилась торговля. В XVI в. бухарские и хивинские посольства вместе с торговыми караванами направлялись в Москву, Индию, Кашгар, в Сибирь, казахские степи, к но-гайцам и т.п. Ответные посольства прибывали в Бухару.
После присоединения Казанского, а затем Астраханского ханств к Московскому государству, здесь появились в 1557 г. купцы из Хорезма, а в Бухаре, Самарканде, Ташкенте и Балхе - купцы из Московии.
Зимой 1558 г. в Бухаре проживал в качестве посла Ивана IV англичанин Дженкинсон. Особенно оживленной торговля с Московией была во второй половине XVI в. Причем караваны снаряжались не только из столиц узбекского государства - Самарканда и Буры, но и крупных вассальных городов - Ташкента, Ургенча, Балха и др. По особым царским разрешениям в Бухару ввозилось серебро и монета. Из Средней Азии в Московскую Русь шли шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, мерлушка, шелк-сырец, ковры, разные пряности, сушеные фрукты и пр. В Средней Азии торговали рабами, в основном иранцами, захваченными узбеками при набегах на Хорасан, и русскими, которых они покупали у кочевников Дашти-Кипчака. Вторжение кочевников-узбеков сказалось и на формах землевладения. Среди узбеков, пришедших в Мавераннахр, сохранилось еще общинно-племенное владение землей, при котором собственником является не отдельное лицо, а племя. Наряду с этим в земледельческих районах сложилось феодальное землевладение. За оказываемую султанам и ханам помощь наиболее видные представители племенной знати получали государственные посты и определенные районы в управление. Кроме того, они получали земельные пожалования, так называемые икта. Владельца икта называли мукта. Эта форма землевладения получила дальнейшее развитие при узбекских династиях. Наиболее распространенным было пожалование взимать в течение определенного времени налоги с земли. В XVI в. это было особенно характерно для Бухары и называлось оно там персидским термином . Наряду с этим практиковалась также передача земли ханами в полную собственность отдельным лицам-мульки-хурри-холис. Крестьяне, жившие на мульки, не теряли личную свободу, но попадали в зависимость к землевладельцу. В результате в руках узбекской знати сосредоточились огромные земельные участки. Крупными землевладельцами оставались часть тимуридских феодалов и духовенство. Шейбаниды практиковали пожалование земель духовенству, поэтому вакфные земли достигли больших размеров. Большим влиянием при Шейбанидах пользовались различные дервишские или суфийские братства.
Государство делилось на несколько княжеств во главе с султанами, к которым прикреплялись аталы - наблюдатели за поведением князя. Крупные княжества делились на более мелкие уделы. Самарканд считался стольным городом, где происходило возведение хана на престол - священный серый камень (кокташ). Постепенно значение столицы перешло к Бухаре. Узбекские племена сохранили в известной мере независимость от ханской власти. Главы племен получали от ханов титулы эмиров. Впоследствии эмиры становились весьма опасными для ханской власти, ханы считались с ними, эмиры принимали участие в церемонии избрания хана. Избранного поднимали на белом войлоке. С развитием феодальных отношений в среде узбеков все больше укреплялась идеология ислама с многочисленными пережитками шаманизма. В связи с начавшимся оседанием узбеков отдельные этнические группы смешиваются с местными тюрками и “отюреченными” монголами (чагатаями и джагатаями), часть таджиков таке смешивается с тюрками и узбеками. Постепенно узбеки вбирают слова местного тюркского языка (вообще их языки были близкими) и складывается в XVI-XVII вв. тюркский или староузбекский язык, который преобладает в основном в Фергане и Ташкенте. В Хиве еще долго сохранялись чагатайские (местный тюркский) язык и народность. Зарождается лнтература на тюркском или староузбекском языке. Однако официальным языком узбекских ханств (исключая Хиву) по-прежнему остается персидский язык. На нем пишут свои произведения придворные поэты и историки бухарских ханов и в последующие века.

Просмотров: 1636
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(35394)
Пять принципов «Узбекской мо ...(12853)
Концепция цивилизации Тойнби ...(6638)
Основные признаки цивилизаци ...(6486)
Неопозитивизм и его представ ...(5997)
Социальное пространство. ...(5738)
Практика как основа и цель п ...(4942)
Основные подходы к цивилизац ...(4758)
Перцептуальное пространство. ...(4656)
Биологизаторские концепции ч ...(4477)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 1
Ботов - 1