Захириддин Мухаммад Бабур и его борьба за объединение Мавераннахра.

После достижения Независимости РУ возрастает интерес нашего народа к Познанию своей Родины, ее языка, культуры, ценностей истории. « Сегодня весь мир признает, что Узб является одной из колыбелей не только восточной, но и мировой цивилизации. Эта древняя земля взрастила великих ученых, мыслителей, политиков, полководцев»(И.А. Каримов). Одним из сынов этой священной земли был Захириддин Мухаммад Бабур, который благодаря выдающимся способностям, вошел в историю не только как полководец и правитель – основатель династии Бабуридов в Индии, но также как ученый, поэт, оставивший богатое творческое литературное наследие в области истории, географии, этнографии и мусульманской юриспруденции.
Бабур являлся представителем темуридской династии, он был правнуком Амира Темура. Бабур всегда восхищался своим великим предком, создавшим огромную империю. После смерти Амира Темура, созданная им империя распалась на ряд самостоятельных владений, еще при жизни отдельные области государства он раздавал своим сыновьям. Царевичи, получив наследственные уделы и управлявшие ими, смотрели на себя, как на самостоятельных правителей, связанных с главой династии (XVв – правление Шахруха) лишь вассальными отношениями, что приводило к упадку государственной власти, и бесконечному противостоянию потомков А.Темура.Все это в конечном итоге привело к распаду могущественной империи, созданной А.Темуром, как в политическом, так и в экономическом отношении. В такой не простой социально-экономической обстановке начинает свое правление еще совсем юный З.М.Бабур.
Захириддин Мухаммад Бабур (1483- 1530 гг.) родился в семье правителя Ферганы Омар-Шейха. После того как в 1494г. Омар-Шейх Мирза умер, 12-летний Бабур был объявлен «государем Ферганы». Поначалу он правил при помощи беков и его бабушки Давлатбегим, которая оказала также большое влияние на формирование его духовного облика. С первых лет сознательной жизни молодому правителю пришлось принимать участие в междоусобной борьбе с различными претендентами на власть в Мовароуннахре.
Бабур, являясь правителем Андижана, видя предательства и жажду власти своих родственников,вынашивает планы по восстановлению империи своего предка Амира Темура и ликвидации династических войн, во имя процветания Мовароуннахра.
Однако, неудавшиеся попытки вернуть наследственные владения государства Темуридов заставляют Бабура обратить свое внимание на Индию. Ряд походов не приносят ему успеха. Лишь в 1526 г. после победы при Панипате и разгрома вдесятеро сильнейшей армии под предводительством делийского султана Ибрахима Лоди, Бабур овладел северной Индией. В этой битве Бабур проявил себя как выдающийся полководец. Прочно утвердившись в Афганистане и Индии, Бабур становится повелителем обширной империи, простиравшейся от берегов Амударьи до Ганга и Бенгальского залива. Основанное Бабуром государство, просуществовало до захвата Индии англичанами во второй половине XVIIIв.
Последние пять лет своей жизни, (он умер в 1530г.) Бабур не покидал уже больше пределов Индии. Несмотря на очень короткое по времени правление Индии (с 1526 по 1530гг.) Захириддин Мухаммад Бабур сумел в некоторой степени объединить феодально-раздробленную страну и провести в жизнь такие важные мероприятия, как упорядочение земельно-водных отношений и налоговой системы.
В Индии Бабур стремился укрепить торгово-экономические связи со Средней Азией, Афганистаном и Ираном. С целью подъема товарооборота государства с другими странами, Бабуром был издан специальный Фарман (указ) об изменении дороги между Агрой и Кабулом, о благоустройстве караван-сараев, постройке специальных колодцев на торговых магистралях, заготовке фуража и съестных припасов для путников.
В первой четверти XVI вю в Северной Индии полностью дестабилизировалась налоговая система, в результате чего резко ухудшилось положение народных масс. Отсутствие земельно-налогового законодательства и некоторые другие экономические факторы натолкнули Бабура на идею написания сочинения «Мубайин», где были заложены основные нормы мусульманского закона, написанного на староузбекском языке.
В столице Агре Бабур собрал вокруг себя немало выдающихся писателей, поэтов, художников, музыкантов, которым оказывал большое внимание.
Талантливый писатель, ценитель искусства, литературы и науки, оригинальный мемуарист, Бабур, обладая широким кругозором и пытливым умом, оставил значительный след во многих областях жизни народов Ср. Азии, Афганистана и Индии. Его перу принадлежат оригинальные лирические произведения – газели, рубаи; поэтике «Аруз рисолари»; музыке, военному делу, а также специальный алфавит «Хат-и Бабури». Однако центральное место в творчестве Бабура занимает бесценный литературный памятник прозы на узбекском языке – его исторический труд «Бабур-наме». В книге много ярких, с большим остроумием написанных словесных портретов целого ряда его современников – государственных деятелей, поэтов, художников, музыкантов. «Бабур-наме» имеет богатый материал о литературной среде самого Бабура. На основе этих сведений можно воссоздать биографии малоизвестных поэтов того времени.
Бабур большое значение придавал правописанию, стилистике и произношению. Сам Бабур в «Бабур-наме» последовательно придерживался этого принципа, написав свой труд простым, общедоступным языком, избегая при этом все формы изысканного стиля.
Роль Бабура в развитии узбекской поэзии и языка Индии значительна. Его поэтические произведения,аписанные на узбекском языке, получили достойное признание в трудах ученых мира.
Бабур испытывает чувство безмерной любви к своей Родине, Средней Азии и Афганистану, которые стали для него второй родиной. Он всегда жил надеждой вернуться домой.
Основу поэзии Бабура составляют стихи любовно-лирического содержания. Одной из важных сторон его творчества является воспевание подлинно-человеческой, земной реальной любви. Лирика поэта пропитана вдохновенной поэзией Алишера Навои.
Со дня смерти Бабура прошло более четырех с половиной веков, полных противоречий и острой социальной борьбы народов Ср. Азии, Афганистана, Ирана и Индии. Это немалый срок. Но имя Бабура: историка, талантливого художника слова, умелого полководца и государственного деятеля, бессмертно. Деяния и творческое наследие Бабура вошли в историю составным элементом достояния культуры узбекского народа.

Просмотров: 2239
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(35413)
Пять принципов «Узбекской мо ...(12873)
Концепция цивилизации Тойнби ...(6649)
Основные признаки цивилизаци ...(6494)
Неопозитивизм и его представ ...(6007)
Социальное пространство. ...(5739)
Практика как основа и цель п ...(4952)
Основные подходы к цивилизац ...(4766)
Перцептуальное пространство. ...(4663)
Биологизаторские концепции ч ...(4482)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 5
Ботов - 0