Мавераннахр в период правления Темуридов. Общественно-политическая, хозяйственная и культурная жизнь.

При Амире темуре отельные области обширного государства были розданы его сыновьям:Джахангиру, Омар Шейху, Мираншаху, Шахруху и их потомкам. Вскоре после смерти амира темура созданная им империя распалась, а Маверанахр превратился в арену династической борьбы. По завещанию амира темура наследником престола должен был стать его внук пир Мухаммад – правитель Кабула и Северной Индии. Хотя в это время здравствовали двое его сыновей: Мираншах и Шахрух. Однако в середине марта 1405 года сын Мираншаха – правитель Ташкента Халил Султан, захватив власть в самарканде, объявил себя правителем Маверанахра. В это же время младшмй сын Темура Шахрух объявил себя правителем Хорасана. Это фактически означало раздел государства Амира Темура на две части. Неоднократные попытки Пир Мухаммада – законного наследника престола восстановить свои права не увенчались успехом. В 1407 году он был убит.
Другие сыновья Мирншаха – Абу Бакр и Омар – вторглись в пределы государства Шахруха. Хорезм был захвачен Едигеем – одним из влиятельных правителей Золотой Орды. Для Темуридов создалась чрезвычайно сложная ситуация. Им пришлось вступить в борьбу и с правителями законных прежних династий, побежденных Амиром Темуром. На западе восстали предводители туркменской династии Кара-Коюнлу. В Туркестане поднял мятеж Шейх Нур Ад –дин, а в Фергане- Эмир Худайдад. Последний вторгся в Маверанахр, и захватил самарканд, взяв в плен Халила Султана.Шахрух, единственный из оставшихся в живых сыновей А.Т. воспльзовался смутой в своих интересах поспешно побрав войско, он двинулся в мав=р. Разбив Худайдада, шахрух подослал к нему убийц и освободил своего племянника Халила Султана. Однако он передал в управление племяннику не самарканд, а перевел его правителем иранского города Рея.Управление самаркандом и маверанахром шахрух поручил в 1409 году своему старшему 15-летнему сыну мирзе улугбеку, назначив Шах Малика – одного из видных военоначальников амира темура – опекуном и советником молодого мирзы. Таким образом, шахрух сосредоточил в своих руках власть практчески над всем государством амира темура. При нем империя распалась на два государства – Хорасан со столицей в герате и маверанахр со столицей в самарканде.
В хорасане правил шахрух, который являлся одновременно и верховным правителем империи, а маверанахром управлял его сын улугбек. В период правления шахруха государство укрепилось, были достигнуты большие успехи в культуре и в частности в архитектуре. После его смерти в 1447 году усиливается междоусобная борьба. За два года своего пребывания в качестве верховного правителя улугбеку не удалось справиться с нейЮ, и в результате империя распалась на одиннадцать самостоятельных владений. Лишь султану Абдусаиду на некоторое время удалось объединить ее. После его смерти в хорасане утвердился внук умаршейха (сын амира темура) султан хусейн байкара, а в маверенахре управляли потомки абдусаида и другие темуриды. При султане хусейне байкара политическая и экономическая жизнь в хорасане стабилизировалась. БлагодарЯ его другу алишеру навои были достигнуты больгие успехи в науке и искусстве. Однако в последние годы его правления наблюдается ослабление централной власти и обособление суюргальных владений. После его смерти в стране установилось двоевластие. Оба его сына (Бадиазаман и Музаффар Хусейн-мирза) одлновременно были объявлены правителями хорасана. Это обстоятельство усугубило положение и без того измученного междоусобицами населения.Поэтому с началом нашествия шейбанихана государство темуридов в хорасане легко распалось. В 1449 убив своего отца, верховного правителя аверанахра улугбека на пристол вступил абдулатиф. Он управлял страной чуть больше шести лет. В 1450 году два царевича – внук шахруха абдулла-мира и внук мираншаха Суслатн Абдусаид – были объявлены правителями государства. В борьбе за трон победил султан абу саид.после его гибели в войне с туркменами маверанахром управляли его сыновья. Султан ахмад и султан махмуд, его внуки байсункур мирза и султан Али. Врезультате борьбы за трон государство темуридов распалось. В начале 16 века в борьбу за власть вступил молодой бобур. В стране усиливается раруха и складываются условия для начала захватнических походов предвадителя кочевников дашти-кипчак Шейбанихана. В 1494 году двенацатилетний бобур стал правителем ферганы. В 1497 году бобур впервые занял самаркандский престол. В 1500 году шейбанихан захватил самарканд осенью 1500 года во второй раз стал правителем самарканда. В 1512 году бобур в третий раз овладел самаркандом с помощью шаха исмаила но на этот раз население не поддержало его. Потерпев поражение от шейбанидов, бобур в 1513 году навсегда покинул свою родину.
В государстве Амира Темура (А.Т.) небывало расцвета достигли все сферы духовной культуры. Наивысшие интеллектуальные и творческие достижения 14-15 вв. во многом были достигнуты благодаря вниманию А.Т. к духовному развитию. В его эпоху наука и литература, архитектура, градостроительство получили столь беспредельное по масштабам и размаху развитие, что вполне обоснованно стало основой Восточного Ренессанса и дало мощнейший импульс дальнейшему обогащению мировой культуры. У народов Мовароуннахра рано сформировались объективные представления об окружающем мире, вселенной, мироздании. Ученые Мовароуннахра внесли огромный вклад в развитие таких отраслей науки, как астрономия, математика, медицина, история. Необходимо особо отметить выдающиеся научные открытия в области естественных наук, особенно в астрономии и математики, достигнутые при темуридах.
Прежде всего это связано с именем и деятельностью Улугбека – внука А.Т. Мирза Улугбек как блестящий организатор науки привлек в свое государство ученых из разных концов мира. Среди них особое место занимал Кази-заде Руми. Улугбек называл Кази-заде своим учителем. Он как известный ученый своего времени пользовался большим авторитетом в Самарканде. Наряду с преподавательской деятельностью он активно занимался научной работой, наблюдениями в обсерватории. Его перу принадлежат ряд известных сочинений по астрономии и математике. Среди них следует особо отметить «Комментарий к « предложениям обоснования».
Другой выдающийся ученый Джамшид ибн Масуд ибн Махмуд ал-Каши, который добился наиболее весомых научных успехов в области математики. Его трактаты « Ключ арифметики» и «Трактат об окружности» были написаны для библиотеки Улугбека. Еще одним весьма заметным представителем народной общественности был Ала ад-Дин Али ибн Мухаммад Кушчи, которому выпала роль связующего звена между наукой Востока и Запада. После событий осени 1449 г, связанных с убийством Улугбека, Али Кушчи переезжает в Стамбул, где продолжает исследования в области астрономии и математики. Несомненно, что основным инициатором наук был сам Улугбек. По его инициативе в 1417г. было одновременно начато сооружение медресе в Самарканде, Бухаре и Гиждуване. В 1430-1429 гг. велось строительство всемирно известной обсерватории Улугбека, воплотившей в реальность уникальность и дерзновенность научной мысли в эпоху средневековья. В короткое время это здание было построено. Результатом деятельности обсерватории было исправление астрономических таблиц. Исправленные таблицы называются «Новыми Гураганскими таблицами». Основной труд Улугбека, принесший ему мировую славу, широко известен под названием «Зидж Улугбека». Помимо этого ему принадлежит еще работы: «Трактат об определении синуса одного градуса», математический труд под названием «Трактат Улугбека», дошедший до нас в единственном экземпляре, хранится в Алигархе (Индия).
В данный период, наряду с точными, естественными науками, особое развитие получила историческая наука. Этому способствовало бурное развитие самой эпохи А.Т., возрождение исторических традиций народов Туркестана.
В XVв в Самарканде и Герате получает большое развитие строительство, архитектура и прикладное искусство. В году правления Улугбека в городах Мовероуннахра было возведено множество мечетей, медресе, ханака, бань, каравансараев и др. общественных зданий. Было завершено строительство, начатое еще при Темуре, в том числе портальная часть Гур-Эмира, некоторые усыпальницы Темуридов в Шахи-Зинда, мечеть Кок Гумбаз в Кеше и мавзолей Ахмада Яссави в Туркестане . XIV – начало XV в. ознаменовали собой один из наиболее блестящих периодов в развитии изобразительного искусства, особенно книжной миниатюры. Наивысшего расцвета это искусство достигло в годы правления Хусайна Байкары. Письменные источники и сохранившиеся до наших дней произведения искусства того времени ярко демонстрируют своеобразный стиль и творческие поиски на пути к реализму талантливых мастеров-художников эпохи Темуридов. В этом отношении особенного успеха достигла школа миниатюристов, основанная Бехзадом в Герате. Этот период стал новым этапом в музыкальном искусстве Ср. Азии. В этот период дальнейшее развитие получили классические макомы, народные обрядовые песни и музыкальные сказания. Совершенствовались музыкальные инструменты, расширилась сфера инструментального и певческого исполнительства. При А.Т. и его преемниках, наряду со столичным Самаркандом и Гератом, многие города Мовероуннахра и Ирана становятся центрами музыкального профессионального образования.
Эпоха Темуридов была периодом расцвета художественной литературы. Мощный толчок в своем развитии получила тюрко-язычная литература. Появляется множество поэтических и прозаических произведений на тюркских наречиях. Укрепилась и расширилась взаимосвязь тюркской и таджикской литератур. Появились переводы на тюркский язык. Стало развиваться литературоведение, создаются ценные научные труда. Среди тюркских народов популярны были поэтические и прозаические произведения Ахмада Яссави, Ахмада Югнаки, Рабгузи, Хайдара Хорезми, Абд ар-Рахмана Джами, А.Навои.
Таким образом, вторая половина XIV-XVв стал периодом политического, экономического, культурного и научного развития Средней Азии. В основе этого процветания лежит историческая деятельность выдающегося сына узбекского народа Амира Темура, освободившего народы Мовароуннахра от монгольских завоевателей, создавшего мощную централизованную державу, оставившего глубокий след в истории. Его потомки, темуриды, продолжили эту политику. При них мы наблюдаем расцвет культуры и науки. Но, в то же время, постоянная борьба за власть, междоусобицы подрывали основу государства. Логическим следствием этого явился раскол государства, его ослабление и завоевание Мовароуннахра Шейбани-ханом.


Просмотров: 7349
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(35416)
Пять принципов «Узбекской мо ...(12878)
Концепция цивилизации Тойнби ...(6652)
Основные признаки цивилизаци ...(6496)
Неопозитивизм и его представ ...(6007)
Социальное пространство. ...(5739)
Практика как основа и цель п ...(4953)
Основные подходы к цивилизац ...(4767)
Перцептуальное пространство. ...(4663)
Биологизаторские концепции ч ...(4482)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 6
Ботов - 1