Мавераннахр в период правления Караханидов.

Государство караханидов образовалось на территории Семиречья в конце Х в., когда предводитель карлуков Сатук Абдал Карим объединил племена ягма, огузов, чигилей и др. и принял титул карахан («кара» - на­род, «хан» - правитель). В 90-е годы Х в. караханиды начинают вторгать­ся в Мовароуннахр. И в 999 г. они заняли столицу саманидов Бухару и фактически установили здесь свою власть. Государство караханидов занимало территорию от Кашгара до Амударьи. Столицей был город Баласагун, но ханы чаще жили в Кашгаре.
Придя к власти, караханиды ликвидировали централизованную сис­тему управления госу­дарством, созданную саманидами, и установили удельную систему. Государство делилось на уделы, во главе которых стояли илек-ханы, члены караханидского дома. Система управления в уделах не повторяла полностью порядков, которые были при саманидах, но многие должности сохранились: при илек-ханах были везиры, сахиб-бериды, мустауфи и др. В городах оставались хакимы, раисы, мухтасибы и т.д.
Иерархическая структура духовенства полностью сохранилась, караханиды установили с ним дружественные отношения. Они продолжили традицию союза с тюркской гвардией.
Караханидское завоевание ускорило процесс распада старых форм крупного землевладения, наметившиеся еще во второй половине X в. Полностью был ликвидирован класс дехкан как крупных землевла­дельцев. Дехка­нами теперь стали называть земледельцев. Место дехкан землевладельцев заняли новые феодалы из династии караханидов.
В XI в. усиливается распространение икты - формы условного землевладения, дающей право на получение иктадаром (владельцем икты) хараджа (позе­мельного налога) с определённой территории. Государственная власть могла передавать в «икта» налоги или доходы и с таких объектов, как мельницы, бани, лавки на базарах и т.д. Постепенно икта из временного пожалования превратилась в пожизненное, а затем и в на­следственное. Практически крестьяне закреплялись за землей. В XI в. вместе с караханидами в Мавераннахр пришли кочевники со стадами, которые опустошали земледельческие районы. Основная масса крестьян продолжала жить в условиях сельской общины, в которой значительное место занимал издольщик. Караханиды понимали значение земледельческой культуры, в том числе и городской жизни. И если не все они переходили к оседлости, все же старались поддерживать связь с городами.
Период правления караханидов был новым, вторым, этапом в формировании узбекского народа. Шёл процесс консолидации тюркских племён. На основе древнетюркского стал складываться узбекский язык, появляется письменная литература, в частности, произве­дения Махмуда Кашгари «Словарь тюркских наречий», Юсуфа Хос Хожиба «Знание, ориен­тированное на счастье», Ахмада Югнаки «Подарок истин», Ахмада Яссави «Хикматлар» («Премудрости»). Это свидетельствует о том, что в XI в. узбекский язык получил значительное развитие, обогатился его словарный фонд. При караханидах существовали и ремесленники к которым они хорошо относились: кузнецы, ткачи, сапожники (матершинники), каменотесы и т.д. Уважаемы были и купцы.
В результате постоянных междоусобиц в конце 30-х годов XI в государство караханидов распадается на две части: западную с центром в Бухаре и восточную с центрами в Баласагуне и Кашгаре.



Просмотров: 1542
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(33329)
Пять принципов «Узбекской мо ...(11101)
Основные признаки цивилизаци ...(5909)
Концепция цивилизации Тойнби ...(5774)
Социальное пространство. ...(5598)
Неопозитивизм и его представ ...(5349)
Практика как основа и цель п ...(4556)
Основные подходы к цивилизац ...(4288)
Перцептуальное пространство. ...(4255)
Биологизаторские концепции ч ...(4071)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 5
Ботов - 0