Основные этапы этнического формирования узбекского народа.

Процесс формирования особой тюркоязычной народности, получившей впоследствие название "узбеков", происходил, главным образом, на территории Ферганской и Зарафшанской долин, Ташкентского и Хорезмского оазисов. Начало формирования предков узбекских родов и племен характеризуется переходом части кочевников к оседлости, скотоводов — к орошаемому земледелию, развитием городских ремесел.
Имеются ссылки на письменные источники иранских, греческих, римских, китайских авторов о населении края в древнейшие времена. Согласно этим источникам, на обширной территории от границ Евроазии т.е. от Волги до Алтая и Сибири, до северной Монголии проживали множество различных племен под общим названием скифы. Помпеи Трон считал скифов одной из древнейших народностей планеты. Согласно греческим источникам наиболее часто упоминаемые крупные племена скифов были массагеты и саки. В свою очередь и они делились на более мелкие племена. Эти родо — племенные общности принято считать автохтонным (исконным, исстари проживавшим в данной местности) населением. Большинство исследователей это население считают первичным этническим слоем современных узбеков. Их в те времена также считали хорезмийцами, бактрийцами, согдами, парканцами, шашцами. В первом тысячелетии до н.э. шёл процесс этнической консолидации, формирования союза племен, конфедераций, с элементами зарождающейся государственности. Это происходило в обстановке новых приливов населения из других обширных регионов.
Сложный этнический и культурный процесс способствовал формированию признанного наукой особого "антропологиче­ского типа Среднеазиатского междуречья". Исследования антропологов свидетельствуют о том, что последствия нахождения здесь в древности ахеменидов, македонцев, затем и арабов не оказали существенного влияния на антропологию коренного населения,
В VI и последующих веках в Среднюю Азию переселялись новые и новые племена с территории Алтая, Енисея, затем — из Монголии. Дашти Кипчака, которые со временем ассимилировались и смешались с коренным населением.
Источники свидетельствуют о том, что значительная часть населения Центральной Азии и прилегающих регионов разговаривала на различных тюркских диалектах. Так, в "Авесте" упоминаются "туры". Со временем часть из них стали называть туркестанцами К IV-III вв. до н.э. относится упоминание огузов, а и 247 — 174 годы до н.э. существовало правление Огузхана. В древности также упоминаются сведения о карлуках, барласах, говоривших на тюркском наречии. В одной летописи содержатся сведения о том, что в борьбе против войск Александра Македонского "отважно боролись тюркские солдаты". Все эти примеры — свидетельство того, что еще до новой эры в регионе тюркоязычные роды и племена составляли значительное большинство его обитателей. Тот факт, что корни географических названий — Астрахань, Казань, Саратов, Сибирь, Тюмень, Тобол, Тайга, Енисей, Байкал и др. относятся к тюркским языкам также свидетельствуют о том, что ими пользовались в древности на обширной территории.
Образование в VI—VII вв. н.э. Тюркского каганата, создание затем в регионе карлукского и огузского государств, а в XI — XII вв. централизованного государства караханидов свидетельствуют о том, что здесь тюркоязычное население и в средние века явно преобладало.
Заметим, что в регионе на основе иранского—дари также складывался персидско—таджикский язык, на котором разговаривала определенная часть местного населения.
Таким образом, на протяжении длительного периода — от первого тысячелетия до новой эры по VIII — IХ века н.э. сложилась этническая основа узбекского народа и складывались такие признаки этноса как территория, общность языка и менталитета.
Антропологи свидетельствуют и том, что к IX — Х в, в. значительная часть населения края имела внешний вид современных узбеков. А Х — ХII в. местное население значительно продвинулось в своем социально—экономическом и культурном развитии. В формировании узбекского языка значительную роль сыграли карлукский, огузский, чигилийский и др. диалекты. Развивается устное народное творчество. Дастаны "Огузнаме", "Алпамыш", "Манас", "Гороглы" стали фольклорно—литературными памятниками среднеазиатских народов. Получает широкое распространение искусство, в частности, музыкальное (создаются ноты, макомы), изобразительное и орнаментальное в архитектуре. Развивается письменная литература. Значительную роль в этом сыграли труды А.Югнаки, М.Кашгари, Ю.Хожиба, А.Яссави, С.Термизи и др. лингвистов и литераторов.
Письменность в регионе появилась в V-III веках до н.э. (Орхон — Енисейская, хорезмийская, михатская). Превалировал тогда арамейский алфавит. В VIII веке здесь внедряется арабский алфавит.
Нашествие Чингизхана в начале XIII в. и продолжавшееся полтора столетия владычество монголов оставили определенный отпечаток па формировании этнического облика народов Средней Азии, Тогда сюда хлынули новые тюркоязычные и монгольские племена. Они, приняв ислам, оседали здесь и со временем ассимилировались с местным населением, Такие роды и племена как жалоиры, унгуты, кавчипы, арлоты буркуты вошли затем в составные части узбеков, казахов, кыргыз, каракалпаков, туркмен и др. народностей.
Коротко об этнониме узбеков. В письменной литературе слова "узбек", "узбекский род" (Кавм) встречаются в произведении арабского историка ибн Мункиза "Образцовая книга", написанной в XI в. Судя по контексту фолианта, узбекские роды поднялись на борьбу с иноземцами. В начале XIII в. одного из военноначальников Хорезмщаха Джалалетдина звали Узбоктаем, Слово "узбек" как имя стало встречаться чаще. Некоторые историки это слово связывают с именем хана Золотой Орлы Узбека (1312 - 3342 гг.), а его подданных называли узбеками,
В начале XVI в, Шайбанихан установил свою власть над Мовароуннахром и Хорезмом. Вскоре здесь образовалось Бухарское ханство, в котором сильное влияние имело лидеры мангытского племени. Примерно тогда же было создано Хивинское ханство под эгидой предводителей кунгратского племени. Спустя некоторое время в регионе было создано еще одно узбекское ханство — Кокандское, во главе которого стояли представители племени минг.
Заметим, что некоторые востоковеды (Г.Вамбери, Х.Ховорс, А.Семенов) полагают, что словом "узбек" называли себя те, которые считали себя свободными, самостоятельными людьми (узи бек — сам себе хозяин). Могут быть и другие объяснения.
На начало 2001 года в Узбекистане проживало 25 млн. человек, из них более 18 млн. узбеки. Среди населения республики свыше 1, 2 млн. русских, более одного миллиона таджиков, примерно столько же казахов, около 480 тыс. каракалпаков, примерно 470 тыс. татар, сотни тысяч киргизов, туркмен, уйгуров, корейцев- Среди населения Узбекистана немало украинцев, армян, азербайджанцев, башкир, белорусов, немцев и других, всего свыше ста наций и народностей, И каждая из них имеет свою историю, традиции, особенности уклада и быта. Узбеки с должным уважением относятся к их обычаям.Одним из важных достижений суверенной Республики является обеспечение стабильного мира и межнационального согласия. Реальная действительность современного Узбекистана свидетельствует о том, что здесь складывается своеобразное единое историке — этнографическое сообщество, объединяющее представителей различных наций и конфессий. Такое сообщество по праву именуется "народ Узбекистана". Это результат создания здесь нравственной атмосферы взаимоуважения людей независимо от их этнического происхождения, вероисповедения и социального положения.

Категория: Тесты по истории

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь