Вклад ученых-теологов Средней Азии в развитие Ислама (IX – XII вв.).

Как известно, в 8 в н.э. в Ср.Аз. проникает ислам. И на первых порах его проникновение вызвало волну протестов местного населения. Однако позже, когда в Арабском халифате сменилась правящая династия, и престол заняли Абассиды, положение резко изменилось.
В исламе изучение природы является частью религиозной жизни: между верой и научным исследованием практически нет противоречия. Новые власти халифата стали покровительствовать просвещению, развитию науки, культуры, искусства.
В этот период, названный «Восточным ренессансом», наряду с выдающимися знатоками светских наук жили и творили общепризнанные ученые теологи.
Возрастает роль Корана и хадисов как основных источников духовности населения. Люди, которые отбирали и собирали хадисы, получили название мухаддисов. Они были очень грамотными теоло-гами. Среди них особо выделяются имена таких авторитетных теологов мусульманского мира, как ал-Бухари и ат-Термизи.
Имам ал-Бухари с малых лет в совершенстве знал арабский язык, не раз посещал святыни в Медине и Мекке. Учился богословию в Дамаске и Багдаде. И везде, где бы ни находился ал-Бухари, он собирал, квалифицировал и сортировал хадисы. Аль-Бухари написал более 20 произведений. Но самым главным среди них был «Сборник праведных хадисов», составленный им в течение 16 лет. Он состоял из 3450 глав, в которые были включены почти 8 тыс. хадисов. Этот оригинальный труд был составлен с классификацией хадисов по сюжетам. На основе проделанной работы ал-Бухари имел возмож-ность преподавать богословие по хадисам в Бухаре. За прошедшие с тех пор более 12 веков сборник ал-Бухари является для мусульман вторым по значимости теологическим трудом после Корана. Он не раз переиздавался, и переводился на многие языки мира.
Другим видным собирателем и хранителем хадисов стал Абу Исо Мухаммад ат-Термизи. После получения неплохого образования в Термезе, он посещает многие города Востока в целях получения более полного образования. Ат-Термизи был знаком и с Имамом ал-Бухари, и с другими видными теологами своей эпохи, и не раз участвовал в научных дискусиях по различным вопросам теологии. Составленная ат-Термизи книга хадисов считается одной из автори-тетнейших в исламском мире. Кроме того, велика заслуга ат-Термизи и как толкователя хадисов. Комментированию хадисов также посвя-щено несколько трудов этого потрясающей эрудиции человека. Также ат-Термизи в своих произведениях разъясняет суть традиций, ритуалов, обычаев, обрядов.
В этот период на духовной ниве появляются новые имена. Так, Абу Бакр аш-Шоши (903-976) глубоко изучал и специализировался в науках по Корану, хадисам, шариату, языкознанию, логике, и создал по ним оригинальные произведения. Аш-Шоши в сочинении «Этика судьи» большое место отводит вопросам справедливости, объектив-ности государственных служащих и всех подданных Всевышнего. Также известны его произведения «Этика дискуссий» и «Красота диалектики». В Ташкенте он долгое время исполнял обязанности высокочтимого религиозного деятеля. Аш-Шоши был одним из признанных имамов в мусульманском мире.
Ислам – это не монолитная религия. Он имеет ряд разнородных течений и движений. Наиболее распространённым явился суфизм. Он возникает в Аравии в 9 веке н.э., соответственно первые суфи-сты были из числа багдадцев. Это – ас-Сари, Хасан Тонухи, ас-Сакати и некоторые другие.
Слово «суфи» означает человек, вступивший на путь духовного приближения к Всевышнему. Слово это с арабского переводится также как умный, знающий, верующий. Суть суфизма состоит в том, что Природа – Божественное творение – насквозь пропитана Боже-ственным духом. А человек – последнее творение Бога должен стремиться к единению Души с Истиной (то есть – с Богом). Суфизм на начальном этапе имел социальные корни. Он выражал протест против человеческих пороков и социальной несправедливости. Позже появляются требования вести аскетичный образ жизни, отречения от земных благ, призывы к честному труду. Суфисты видели цель жизни в самосовершенствовании и глубоком познании Истины, т.е. Бога. Поэтому суфизм быстро растекается по странам Среднего и Ближнего Востока, и во всех мусульманских странах.
В Ср.Аз. суфизм пришёл во второй половине 11 века. Основателем его был Юсуф Хамадони. Его ученики Абдухалик Гиждувони и Ахмад Яссави стали основоположниками двух ветвей суфизма в Ср.Аз.
Абдухалик Гиждувани написал ряд произведений, раскрывающих суть учения Хамадони ,которое также именовалось суфийской школой «хожагон». Это учение было связано с реальной жизнью и возвеличивало честный труд.
Хожа Ахмад Яссави посвятил свою жизнь прославлению Бога, призывал к терпимости и состраданию, создал школу аскетизма «яссавия». Свои взгляды он излагал в виде стихотворений на старо-узбекском языке. Наиболее известно его произведение «Жизненные премудрости» - один из источников духовности и нравственности.
Другим видным религиозным деятелем является Нажимиддин Кубро. Его заслуга состоит во всестороннем изучении и распространении духовных ценностей ислама. Создал школу «Кубравия», основанную на законах шариата и хадисах. Суть его учения – вера в Бога, терпимость к другим, воздержание от соблазнов.
Одним из крупных суфистов был Бахоуддин Накшбанд. Он говорил: «Пусть душа твоя будет с Богом, а руки – в делах», во главу жизненных приоритетов ставился простой, собственный труд. Этот тезис позволил учению Накшбанди быстро и широко распростра-ниться по Индии, Афганистану, Среднему и Ближнему Востоку.

Категория: Тесты по истории

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь