Завоевание Мавераннахра Арабским халифатом. Распространение ислама

В 633 г. началось вторжение арабов в Палестину и Сирию, Иран и Среднюю Азии. Из-за внутренней слабости и политико-экономической раздробленности эти страны они взяли практически сразу. В течение 15 лет они завоевали Иран. В 651 г. подошли к Мерву, взяли его без боя. Их привлекли богатые земли Согда, Тохаристана, Чаганиана и Хорезма.
На 1 этапе арабы ходили за Амударью с грабительскими целями. Первым перешел Амударью Убейдуллах ибн-Зияд, посланный в 674 г. Он осадил и взял Пайкенд, подошел к Бухаре и одержал победу над Бухарской царицей. В 676 г. Сайд ибн-Осман совершил поход на Бухару и в города Согда. Ибн-Осман разбил войско Тахшады и ей пришлось платит дань. Захватив Бухару, Сайд ибн-Осман отправился а Согд, затем в Самарканд. До 704 г. арабы совершали грабительские походы. В Мавераннахре были попытки создать единый фронт против арабов. Сопротивление среднеазиатских народов, а также межплеменная вражда в среде арабов, восстание завое­ванного арабами населения и другие причины не по­зволили арабам на первом этапе—в VII—VIII вв.— завоевать народы Средней Азии.
2 этап - В начале VIII в. в арабском халифате был установ­лен порядок. Прекратились межплеменные распри. В 705 г. Кутейба совершил неудачный поход на Ахаруну и Шуману (нынешние территории Узбекистана и Таджикистана). В 706 г. Кутейба отправился в поход в долину ре­ки Зарафшан. Он вышел из Мерва на Мерверуд, по­том пришел в Амуль, оттуда дошел до Замма (Керки),перешел Амударью и направился на Пайкенд. Пайкендцы обратились за помощью в Согд и другие мес­та. Несмотря на то, что к ним на помощь пришли зна­чительные отряды они запро­сили мир. Кутейба подписал мирный договор и ушел к Амударье, оставив наместника. Но не успел он отойти, как в Пайкенде вспыхнуло восстание, и его гарнизон был перебит.В 707 г. Кутейба снова отправился в Мавераннахр и занял один из древнейших городов Бухарской обла­сти — Рамитан, но дальше пойти он не смог, так как встретил сопротивление тюрков, согдийцев и ферганцев. В 708 г. Ку­тейба не смог одолеть правителя Бухары и ушел в Мерв. В 709 г. с большим отрядом Кутейба вновь отпра­вился на завоевание Бухары и взял её. В 710 г. Кутейба совершил поход на Шуман, затем Кеш и Нефес. Потом он направился в Хорезм, где началось восстание народа, которое возглавил брат Хорезм-шаха. Кутейба в 712 г. помог Хорезм-шаху расправиться с восставшими, однако впоследствии отряды Хорезм-шаха не раз будут принимать участие в походах арабов против наро­дов Средней Азии.
В 712 г. Кутейба отправил авангард—20-тысячный отряд во главе со своим братом Абдурахманом на завоевание Самарканда и взял его.После Самарканда Кутейба продолжал свои походы. Он воевал в 713 г. в Фергане, Шаше, доходил до Кашгара. Всюду брал деньги и оставлял арабских наместников. В 715—717 г. на халифский престол вступил Сулейман, который стал преследовать Кутейбу. Кутейба решил не подчиниться власти халифа, но был убит в Фергане в 715 г. восставшими арабскими воинами.
Окончательно завоевание было завершено в 30х - 40х гг. VIII в., когда к арабскому наместнику была заметно приближена местная аристократия.
Арабы за этот период попытались уничтожить местную культуру , духовную жизнь народа , местные языки и религии. Государственным языком стал арабский , гос.религией – ислам.
Ислам с арбского переводится как «покорный», «верный». Приверженцев ислама наз-ют мусульманами (от арабск. «муслим»-преданный,верный).Религия ислам возникла в 7 веке н.э. в западной части Аравийского полуострова в области Хиджаз в центре с городом Меккой. Основателем религии явл-ся мекканский купец Мухаммад (570-632).
До VII в . среди арабских племен господствовали политические культы, то есть течения, признающие многобожие. После множества межплеменных споров верх берут сторонники Мухаммада, проповедовавшие принцип единобожия. Однако, противостоящие им течения вынуждают Мухаммада и его сторонников переехать из Мекки в Медину, где они обосновались и за сравнительно короткое время добились успоха в пропаганде ислама. Это переселение состоялось 15 июля 622 г., и с этого момента ведет свое летоисчисление мусульманский календарь – «хиджра» -- (переселение).
После кончины Мухаммада в 632 г. основанная им община и объединенные с ней арабские племена стали центром новогокрупного объединения арабских родов и племен с центром в Медине. Так оформилось арабское теократическое государство – халифат (халиф – заместитель пророка Мухаммада).
Основы вероучения изложены в Коране (с арабского «чтение»)- священной книги, которая является богатейшим и уникальным источником мусульманской идеологии. В ней отражены правовые и этические требования, законы, нормы поведения. Хадисы – священные предания о жизни, чудесах и поучениях пророка Мухаммада.
Планомерное завоевание Ср региона началось с 705 г., когда наместником халифата стал Кутейба ибн Муслим, и окончательно было завершено в 30-40-х гг. 8 в., когда к арабскому наместнику была заметно приближена местная аристократия. Арабы за этот период попытались уничтожить местную культуру, духовную жизнь народа, местные языки и религии. Гос языком стал арабский, гос религией – ислам.
В целях укрепления политической власти халифов в Мовароуннахре и обеспечения ее стабильности особое значение придавалось пропаганде ислама, его широкому распространению среди всех слоев местного населения. Проповедники ислама хорошо понимали ,что для приведении в окончательное повиновение населения Мов-ра, преданного старой вере предков, решающее значение имело обращение всех в ислам. В связи с этим разрушались зороастрийские храмы, а на их место возводились соборные мечети. Представителям местного населения, принявшим ислам, были предоставлены некоторые льготы: 1) они освобождались от уплаты подушного налога – джизьи; 2) не платили поземельный налог – харадж. Лицам, придерживавшимся обрядов ислама и посещавшим мечети для совершения намаза (молитвы), выдовалось денежное вознаграждение в размере 2- дирхемов. Такие меры способствовали распространению ислама среди населения региона. В превую очередь, чтобы избавиться от тяжкого бремени налогов, ислам приняли беднейшие слои населении, а богатых деньги не интересовали, поэтому согласившись принять ислам, они были мусульманами только внешне, а на самом деле тайно продолжали исповедовать религию своих предков, хранили верность своим убеждениям.


Просмотров: 4900
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(33133)
Пять принципов «Узбекской мо ...(11000)
Основные признаки цивилизаци ...(5836)
Концепция цивилизации Тойнби ...(5727)
Социальное пространство. ...(5595)
Неопозитивизм и его представ ...(5314)
Практика как основа и цель п ...(4527)
Основные подходы к цивилизац ...(4255)
Перцептуальное пространство. ...(4231)
Биологизаторские концепции ч ...(4046)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 1
Ботов - 0