Великий шелковый путь и современность.

До XVI века огромную роль в развитии историко-культурных связей и торговли между народа­ми Востока и Запада играл широ­ко известный в древнем мире Ве­ликий шёлковый путь. Он воз­ник во II в. до н. э.
Протяжённость Великого шёлкового пути сос­тавляла 12 тысяч километров. Он начинался на берегу Жёлтого моря и вёл в Восточный Туркес­тан, Центральную Азию, Иран, Двуречье и на по­бережье Средиземного моря. На этом пути располагались крупные древние города : Сиан, Дун-хуан, Яркенд, Самарканд, Бухара, Мерв. Из Согда в Китай везли шерстяные ткани, ков­ры, различные украшения и драгоценные камни; из Ферганы — породистых лошадей; из Бадахшана поступал лазурит; из Индии в Центральную Азию шли караваны с хлопчатобумажными тка­нями и семенами хлопчатника, из Китая достав­лялся рис, а из Центральной Азии в Китай — виноград, грецкие орехи, плоды гранатовых де­ревьев и другие продукты земледелия.
Широкий размах международная торговля принимает в Кушанский период, что способствовало укреплению Великого шёлкового пути. Этот путь выполнял не только торговые функции, обеспечивал установление политических и дипломатических связей, способствовал распространению религий, взаимопроникновению культур и ретрансляции технологических достижений, активному обмену информацией.
Для С.А. ВШП стал фактором быстрого и эффективного роста и развития. велика была роль и самой С.А. на ВШП: она как бы выполняла функцию накопителя информации, а затем новые для того времени технологии передавались в другие страны.
В XIII в., после завоевания Средней Азии монголами, ВШП несколько изменил своё направление. Многие из караванов обходили стороной Мовароуннахр, проходя прямо к Волге севернее Каспия, а оттуда шли к Чёрному морю.
Амир Темур, ставший правителем Мовароуннахра и Хорасана в 1370 году, выступал за восстановление трасс Шёлкового пути через территорию Средней Азии. С присоединением Хорезма торговля, которая потом шла через базары Ургенча, была направлена через Самарканд – столицу империи А.Темура. В конце 70-х гг Темур направляет свой взор на Хорасан. Через него шел магистральный путь из Мовароуннахра и Китая, с которым в Балхе соединялась дорога из Индии. Вдоль этих дорог были богатые рынки, особенно в Герате, где можно было найти товары Средиземноморья и Хорасана: шелк, хлопчатобумажные ткани, парчу, войлок, ковры, хорасанское золото и серебро. Новый стимул получила караванная торговля с Китаем, другими государствами.
История ВШП — это история широкого культурного взаимодействия и взаимообмена между народами Востока и Запада. Она доказывает, что только тесное сотруд­ничество и взаимообогащение культур являются основой мира и прогресса для всего человечества. Центральная Азия оказалась в центре пересече­ния основных направлений этого пути. Сюда съез­жались купцы, ремесленники, учёные и музыкан­ты из различных стран. Благодаря Великому шёлковому пути народы Центральной Азии познакомились с достижения­ми экономики и культуры Запада и Востока, а народы Запада открыли для себя высокий уровень развития ЦА региона.
Великий шелковый путь имел важное экономическое и политическое значение в жизни народов Азии и Европы. Он служил своеобразным мостом между Востоком и Западом, благодаря которому происходило взаимодействие и сотрудничество народов, как на торговом, так и на культурном поприще. Его значение упала открытием морских путей (XVI в.), усилением межфеодальных войн.
Учитывая уникальную в историю цивилизации роль Великого шёлкового пути, ЮНЕСКО приняла в 1987 году программу «Шёлковый путь - путь диалога». Основная идея программы - показать, как наряду с войнами на протяжении многих столетий протекали процессы общения между странами и народами, а главными факторами этого процесса служили торговые отношения и культурный взаимообмен.
Результатом программы ЮНЕСКО «Шёлковый путь - путь диалога» являлось создание в Самарканде Международного института центрально-азиатских исследований, который призван внести свой вклад в изучение истории цивилизации Центральной Азии.
В наше время стал актуальным процесс восстановления традиций ВШП. Правительство Узбекистана принимает активное участие в восстановление шелковой дороги. На Брюссельской встрече Еврокомиссии в мае 1993 года был рассмотрен вопрос создания ТРАСЕКА – Транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия. Согласно заключенному договору осуществляется строительство железной дороги Теджен – Серахс – Мешхед, являющейся составной частью Трансазиатской магистрали, соединяющей Пекин со Стамбулом. Наряду со строительством железной дороги Узбекистан участвует в строительстве и реконструкции автомобильных дорог Андижан – Ош – Иркештам – Кашгар, дающих выход в Китай и Пакистан, а также Бухара – Серахс – Мешхед – Тегеран и Термез – Герат – Кандагар – Карачи позволяющих выйти к Индийскому океану. Осуществление этих магистралей, которые практически совпадают с направлением ВШП, обеспечат благоприятные возможности для осуществления внешнеэкономических связей Узбекистана и стран ЦА.

Просмотров: 4584
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(33076)
Пять принципов «Узбекской мо ...(10953)
Основные признаки цивилизаци ...(5805)
Концепция цивилизации Тойнби ...(5700)
Социальное пространство. ...(5594)
Неопозитивизм и его представ ...(5289)
Практика как основа и цель п ...(4522)
Основные подходы к цивилизац ...(4244)
Перцептуальное пространство. ...(4215)
Биологизаторские концепции ч ...(4029)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 3
Ботов - 2