Русская религиозная философия XX – XXI в

Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты: сильное влияние советской традиции (например, материа¬лизм, формационный подход к истории); обновление, объединение ее различных направлений (совет¬ской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближе¬ние к мировой философии. "Золотым веком" духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. — 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии. Видными представителями религиозного направления того пе¬риода были CH. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, СЛ. Франк и другие. CH. Булгаков (1871 - 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую "экумениче¬скую" Церковь. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе — это разделение на экономическую, политиче¬скую, духовную сферы и разобщенность внутри них. В религии — разобщенность христианских церквей (право¬славие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсо¬лютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви. Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предо¬пределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти. Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А. Флоренский Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.). Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с но¬вейшими техническими открытиями будет найдено новое пони¬мание взаимоотношений материи и духа, относительность, не¬постоянство времени и пространства. Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в об¬ласти квантовой механики, теории относительности Эйнштей¬на и др. физико-математическим открытиям. В.И. Вернадский (1863 — 1945) — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. Далеко не все философы нашли возможность для продолже¬ния своей жизни и философских изысканий в СССР после ус¬тановления советской власти. По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, полу¬чившее название "философия русского зарубежья". Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие. П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: языческий; приобщения к христианству; полной внутренней гармонии человека, его слияния с хри¬стианством. Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гар¬моничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении. Философия Н.А. Бердяева (1874 — 1948) носит многоаспект¬ный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие ос-новные положения философии Бердяева: высшей ценностью в окружающем мире является свобода; свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют осно¬ву существования человека; свобода человека подвергается угрозе извне; данную угрозу несут в себе прежде всего общество и госу¬дарство. Они стремятся подчинить человека, подавить его инди¬видуальность; задача человека — сохранить свою самобыт¬ность, не дать обществу и государству ассимилировать себя; ключевую роль в жизни человека играет также религия; Бог должен быть нравственным символом, примером для человека; отношения между Богом и человеком должны быть "на рав¬ных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба; человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой. В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедли¬вости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.

Дата добавления: 0000-00-00 00:00:00
Просмотров: 1483
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(35416)
Пять принципов «Узбекской мо ...(12878)
Концепция цивилизации Тойнби ...(6652)
Основные признаки цивилизаци ...(6496)
Неопозитивизм и его представ ...(6007)
Социальное пространство. ...(5739)
Практика как основа и цель п ...(4953)
Основные подходы к цивилизац ...(4767)
Перцептуальное пространство. ...(4663)
Биологизаторские концепции ч ...(4482)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 6
Ботов - 3