Неокантинство

Зарождение неокантианства связано с провозглашением и обоснованием лозунга "Назад к Канту". Лозунг о необходимости возвращения к философским воззрениям Канта ("Назад к Канту") выдвинул философ Отто ЛИБМАН. В 1865 г. вышла книга "РАБОЧИЙ ВОПРОС", которая наряду с книгой О.Либмана "Кант и эпигоны" положила начало неокантианству. Книга "Рабочий вопрос", в которой была намечена социальная программа неокантианства, принадлежала перу Фридриха-Альберта ЛАНГЕ. Итак, неокантианство возникло в 60-х годах XIX века. В последующие десятилетия сформировались две его основные школы: марбургская и баденская. Герман КОГЕН стал основателем и руководителем философской школы неокантианства, которая получила название марбургской - по имени городка, в университете которого Коген начал свою преподавательскую деятельность, главными представителями марбургской школы - одного из основных направлений неокантианства конца XIX - начала XX веков - были Г.Коген, П.Наторп и Э.Кассирер. В соответствии со взглядами марбургской школы неокантианства, философия должна быть наукой. Философия у марбуржцев является не только научной по своему методу, но она должна быть и может быть также и по своему предмету только философией НАУКИ, а именно логикой науки. Образцом науки для марбуржцев является МАТЕМАТИКА и математизированное естествознание, преимущественно физика. Уже Кант утверждал, что "во всяком отдельном учении о природе собственно науки заключается лишь настолько, насколько содержится в ней математики". Коген математику считает основой всех точных наук, а основой математики - число, вернее понятие числа. Неокантианцы, по сути дела, отбрасывают чувственный элемент познания. С точки зрения их концепции, научное знание не содержит в себе ничего чувственного. Чувственное восприятие в лучшем случае может играть роль внешнего толчка, побуждения, стимула, но ничто чувственное не входит в состав научной теории. У неокантианцев процесс познания целиком сводится к логическому процессу. Для Когена ЭТИКА - это вторая (рядом с логикой) основная философская наука. Подобно Канту, Коген переходит от теории познания к этике. Этика Когена обосновывает понятие и учение так называемого ЭТИЧЕСКОГО социализма. Концепция "этического социализма" была применена к проблемам социал-демократического движения Эдуардом БЕРНШТЕЙНОМ. Он выдвинул, в частности, тезис о фактической недостижимости социалистического идеала, который в философии Когена выступает в абстрактно-гносеологической форме. Понятие этики Коген сводит к понятию права. В области права Коген абсолютизирует понятие государства. От понятия государства Коген переходит к понятию социализма. Он развивает теорию социализма, которая не есть ни экономическая, ни политическая, ни социологическая, ни педагогическая, но есть учение "чистой этики". Если марбургская школа в основном ориентировалась на математическое естествознание, то для фрейбургской характерна ориентация в первую очередь на социальные науки. Выделяются два главных представителя фрейбургской школы неокантианства: Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт

Дата добавления: 0000-00-00 00:00:00
Просмотров: 1545
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(33076)
Пять принципов «Узбекской мо ...(10953)
Основные признаки цивилизаци ...(5804)
Концепция цивилизации Тойнби ...(5699)
Социальное пространство. ...(5593)
Неопозитивизм и его представ ...(5288)
Практика как основа и цель п ...(4521)
Основные подходы к цивилизац ...(4243)
Перцептуальное пространство. ...(4214)
Биологизаторские концепции ч ...(4028)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 7
Ботов - 4