Философия Шопенгауэра.

Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, осо¬бенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали мате-риалисты и позитивисты), а старые..Двумя основными направлениями неклассической идеали-стической философии XIX в. являлись иррационализм и "фило¬софия жизни" и были, главным образом, представлены творчест¬вом Шопенгауэра, Ницше, Дильтея. Иррационализм отвергал логические связи в природе, вос¬приятие окружающего мира как целостной и закономерной сис¬темы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея иррационализма заключается в том, что ок¬ружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро¬лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле. Видным представителем иррационализма являлся Артур Шо¬пенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии про¬возгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей си¬лой, определяющей все в окружающем мире является воля. В своей книге "Мир как воля и представление" философ вы¬водит логический закон достаточного основания. Согласно дан¬ному закону истинная философия должна исходить не из объек¬та (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания. В свою очередь, представления (а не объективная действи¬тельность и не познающий субъект) делятся на объект и субъ¬ект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре само¬стоятельных закона: закон бытия — для пространства и времени; закон причинности — для материального мира; закон логического основания — для познания; закон мотивации для действий человека. Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сво¬дится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации. Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем: непосредственного познания; отвлеченного (рефлективного) познания; интуиции. Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и вли¬ять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля: лежит в основе сознания; является всеобщей сущностью вещей. При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шо¬пенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой ("вещью в себе"). Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма: окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека; сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля; мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли; точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля пред¬метов и явлений вызывает внешние события в мире, движе¬ние предметов, возникновение явлений; воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли; окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные "насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свобо¬ды, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе ве¬щей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье. Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в разви¬тии неклассической идеалистической философии (иррациона¬лизма, символизма, "философии жизни") и позитивизма.

Дата добавления: 0000-00-00 00:00:00
Просмотров: 1802
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(35413)
Пять принципов «Узбекской мо ...(12873)
Концепция цивилизации Тойнби ...(6649)
Основные признаки цивилизаци ...(6494)
Неопозитивизм и его представ ...(6007)
Социальное пространство. ...(5739)
Практика как основа и цель п ...(4952)
Основные подходы к цивилизац ...(4766)
Перцептуальное пространство. ...(4663)
Биологизаторские концепции ч ...(4482)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 5
Ботов - 0