Структура философского знания (по предметному основанию).

Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Важнейшим разделом философии является онтология. Онтология – это учение обо всём, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы бытия выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, пространство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение и т.д. В составе онтологии выделяют свои подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существования определённых сфер бытия: природы, человека, общества. Такими подразделами являются философия природы, философская антропология, социальная философия. Философия природы, или натурфилософия (от лат. natura – природа) – древнейший раздел философии. Его предметом являются основные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира, она тесно связана c естественно-научным знанием. Важнейшей философской проблемой изучения природы является вопрос о происхождении физического мира. Философская антропология (от греч. antropos – человек) – философское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформировалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы происхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека c природой и обществом. Социальная философия (от лат. socium - общество) – наука об основных законах существования общества. Разделы социального знания, посвящённые отдельным сторонам общественной жизни, содержались во всех крупнейших философских учениях со времён античности. Однако выделение общества в качестве самостоятельного объекта изучения произошло только в начале XIXв. Современная социальная философия рассматривает общество как систему (как совокупность взаимодействующих элементов) и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами социальной философии в различных философских теориях выступают понятия «общая социология», «философия истории», «исторический материализм» и др. Вторым основополагающим разделом философии выступает гносеология. Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания существующего мира. Эпистемология (от греч. episteme – знание) – учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология существует со времён античной философии, хотя многие её проблемы до ХХв. изучались в рамках формальной логики. Науковедение – дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль относится к 60-м гг. ХХв. Следующим после онтологии и гносеологии ведущим разделом философии является логика (от греч. logos – слово, понятие, мысль, учение, наука) – наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные c интеллектом, в том числе и c искусственным (машинным). Логика зародилась в античный период. Основным разделом логики является формальная логика – учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлечённо от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель. Онтология, гносеология и логика, изучающие существование, познание и мышление, представляют собой ядро, основу философского знания, являясь взаимосвязанными частями единого целого. Помимо этих основных разделов в состав философии входят и другие, так называемые периферийные (от лат. periphereia – отдалённый от центра, окружной) разделы: этика, эстетика, история философии. Этика (от греч. ethos – обычай, характер) – учение о нравственности, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нравственности, изучает основные ценности человеческой жизни. В рамках этики выделяются этология – наука о нравственных нормах конкретных обществ и аксиология (от греч. axia – ценность) – учение о ценностях человеческой жизни. Эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственность) – учение о законах прекрасного. Эстетика, как и этика, является древнейшим разделом философии. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. История философии изучает развитие философской мысли от её зарождения до наших дней.

Дата добавления: 0000-00-00 00:00:00
Просмотров: 1920
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(33136)
Пять принципов «Узбекской мо ...(11002)
Основные признаки цивилизаци ...(5843)
Концепция цивилизации Тойнби ...(5727)
Социальное пространство. ...(5596)
Неопозитивизм и его представ ...(5315)
Практика как основа и цель п ...(4527)
Основные подходы к цивилизац ...(4255)
Перцептуальное пространство. ...(4231)
Биологизаторские концепции ч ...(4047)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 4
Ботов - 1