Положение о студентах в Узбекистане

ПРИКАЗ МИНИСТРА ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

(Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан, 2003 г., № 4; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2010 г., № 46, ст. 416; 2013 г., № 50, ст. 658)

[Зарегистрирован Министерством юстиции Республики Узбекистан от 22 февраля 2003 г. Регистрационный № 1222]

Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 августа 2001 года № 343 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего образования» в целях обеспечения нормативно-правовыми актами высшей школы приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение «О высшем образовании».

Главному управлению высшего образования (Б. Рахимов) совместно с главным юрисконсультом министерства (Р. Сулейманова) в десятидневный срок со дня регистрации в Министерстве юстиции провести семинар по реализации положений данного нормативного акта в высших образовательных учреждениях и обеспечить его рассылку.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней с момента государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

Со дня вступления в силу настоящего приказа Положение «О высшем образовании», утвержденное приказом министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан от 30 октября 1998 года № 305 отменяется.

 

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр C.С. ГУЛЯМОВ

г. Ташкент,

9 января 2003 г.,

№ 9

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом министра высшего

и среднего специального образования

Республики Узбекистан от

9 января 2003 года № 9

ПОЛОЖЕНИЕ

о высшем образовании

I. Общие положения

Высшее образование является самостоятельным видом системы непрерывного образования и осуществляется в высших образовательных учреждениях на базе общего среднего (11 классов) и среднего специального, профессионального образования в соответствии с законами Республики Узбекистан «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров» .

Высшее образовательное учреждение является юридическим лицом, реализующим образовательные программы высшего образования, создается в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан и действует на основании своего Устава и настоящего Положения.

Устав высшего образовательного учреждения разрабатывается в установленном порядке, утверждается уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием и регистрируется в органах исполнительной власти на местах.

 

Государственная политика в области высшего образования включает следующие принципы: подготовка высококвалифицированных кадров на основе идеи национальной

 

независимости;

гуманистический, демократический характер обучения и воспитания;

непрерывность и преемственность общего среднего, среднего специального, профессионального, высшего и послевузовского образования;

светский характер системы образования;

общедоступность образования в пределах государственных образовательных стандартов;

единство и дифференцированность подхода к выбору программ обучения;

поощрение образованности и таланта;

сочетание государственного и общественного управления в системе высшего

образования; интеграцию высшего образования, науки и производства.

Лицам, проживающим в Республике Узбекистан, предоставляется право свободного выбора языка обучения. Республика Узбекистан обеспечивает получение высшего образования на государственном языке, а также на других языках.

Прием в высшие образовательные учреждения осуществляется на основе изучения маркетинговых исследований потребности кадров по государственным грантам и на платно-контрактной основе. Оценка уровня знаний абитуриентов производится по результатам тестовых и других видов испытаний в соответствии с установленными Кабинетом Министров Республики Узбекистан Правилами приема в высшие образовательные учреждения.

Использование кадров, получивших высшее образование на основе государственных грантов, производится с учетом соблюдения государственных интересов и гражданских прав выпускников.

Граждане вправе получать второе и последующее высшее образование на платно-контрактной основе.

II. Цель и задачи высшего образования

 

Целью высшего образования является подготовка с учетом перспектив развития страны конкурентоспособных высококвалифицированных кадров с высокими духовно-нравственными качествами, способных к самостоятельному мышлению и обеспечению прогрессивного научно-технического, социально-экономического и культурного развития общества.

 

9. Основными задачами высшего образования являются:

обеспечение высококачественного обучения на основе современных образовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами;

подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации;

систематическое совершенствование организации и методики подготовки кадров исходя из перспектив экономического и социального развития страны, потребностей общества, современных достижений науки, техники, технологий, экономики и культуры;

обеспечение гуманитарной направленности высшего образования и воспитание молодежи на основе идеи национальной независимости и общечеловеческих ценностей, любви к Родине, обществу, семье и окружающей природе;

введение в практику интерактивных методов обучения, новых педагогических и информационных технологий, методик и средств самообразования и индивидуализации обучения, системы дистанционного образования;

разработка и введение в практику действенных механизмов интеграции высшего образования с наукой и производством;

развитие науки, техники и технологий посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических кадров и обучающихся, подготовка предложений по использованию полученных результатов в экономике страны и образовательном процессе;

формирование конкурентной среды на рынке образовательных услуг на основе развития государственных и негосударственных высших образовательных учреждений;

совершенствование управления и расширение самостоятельности высших образовательных учреждений, введение общественного управления в форме попечительских и наблюдательных советов;

ведение мониторинга качества образования и подготовки кадров, маркетинговых исследований и мониторинга трудоустройства по профессиональному назначению;

развитие взаимовыгодного международного сотрудничества в области высшего образования.

III. Структура высшего образования

10. Система высшего образования состоит из:

государственных и негосударственных высших образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами направлений и специальностей высшего образования;

научно-педагогических учреждений, выполняющих исследовательские работы по нормативно-правовому и научно-методическому обеспечению высшего образования;

уполномоченных государственных органов по управлению высшим образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.

11. Высшее образование имеет две ступени: бакалавриат и магистратуру.

Подготовка бакалавров и магистров в высших образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с «Государственным образовательным стандартом высшего образования. Классификатор направлений и специальностей высшего образования» (далее в тексте — Классификатор направлений и специальностей высшего образования), утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 августа 2001 года № 343 (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2001 год, № 15-16, ст. 104). Перечень направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров в высших образовательных учреждениях, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан на основе маркетинговых исследований потребности кадров.

Высшее образовательное учреждение имеет право ходатайствовать об открытии новых направлений бакалавриата и специальностей магистратуры исходя из потребностей рынка труда в соответствии с пунктом 4 Классификатора направлений и специальностей высшего образования.

 

В Республике Узбекистан устанавливаются следующие типы высших образовательных учреждений: университет, академия, институт (приравненные к ним высшие образовательные учреждения).

 

Университет: реализует образовательные программы высшего и послевузовского образования по нескольким областям знаний и образования;

осуществляет переподготовку и повышение квалификации специалистов различных отраслей;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

является научным и методическим центром в соответствующих областях знаний.

Академия:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского образования по определенной области знаний и образования;

осуществляет переподготовку и повышение квалификации специалистов в определенной области знаний;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования в конкретной области науки, культуры или искусства;

является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского образования, как правило, по направлениям подготовки в пределах одной области знаний и образования;

осуществляет переподготовку и повышение квалификации специалистов для определенных отраслей;

ведет прикладные и, как правило, фундаментальные научные исследования.

В высшем образовательном учреждении по направлениям подготовки и формам обучения формируются факультеты, кафедры, учебные и научные лаборатории, другие подразделения.

Контроль исполнения высшим образовательным учреждением государственных образовательных стандартов направлений или специальностей высшего образования и качества подготовки кадров осуществляется уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием, Управлением по контролю за качеством подготовки кадров, аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений в составе Государственного центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

Аттестация высших образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, проводится Управлением по контролю за качеством подготовки кадров, аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений в составе Государственного центра тестирования в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 марта 1998 года № 109.

Порядок аккредитации высших образовательных учреждений определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Право на образовательную деятельность государственному высшему образовательному учреждению предоставляет постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан о его создании. После первого выпуска кадров государственное высшее образовательное учреждение подлежит государственной аттестации и последующей аккредитации в установленном порядке.

Негосударственное высшее образовательное учреждение получает право на образовательную деятельность в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Высшее образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.

18. Государственное регулирование рынка образовательных услуг в сфере высшего образования основывается на формировании конкурентной среды между образовательными учреждениями, обеспечении развития системы платных консультационных и дополнительных услуг, не предусмотренных основными образовательными программами.

IV. Бакалавриат

Бакалавриат — базовое высшее образование с фундаментальными знаниями по одному из направлений высшего образования с продолжительностью обучения не менее четырех лет. Продолжительность обучения в бакалавриате без отрыва от производства увеличивается не менее чем на один год.

По завершению образовательной программы бакалавриата по итогам государственной аттестации выпускникам присуждается академическая степень «бакалавр» по направлению подготовки, выдается диплом государственного образца с вкладышем и соответствующий нагрудный знак.

 

Общие требования к содержанию образовательной программы, необходимому уровню подготовленности бакалавра, максимальный объем учебной нагрузки, процедуры и механизмы контроля качества подготовки кадров определяются «Государственным образовательным стандартом высшего образования. Основные положения», утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 августа 2001 года № 343 (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2001 год, № 15-16, ст. 104).

Характеристика сферы и видов профессиональной деятельности бакалавра, квалификационные требования и требования по учебным дисциплинам, структура и содержание образовательной программы, механизмы ее реализации и контроль качества определяются государственным образовательным стандартом по конкретному направлению подготовки.

На основе государственных образовательных стандартов соответствующих направлений бакалавриата разрабатываются учебные планы и программы учебных дисциплин, утверждаемые уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием.

В бакалавриате допускается возможность ускоренного освоения полных образовательных программ по сопряженным (обеспечивающим преемственность) учебным планам лицами, имеющими среднее специальное, профессиональное образование одного профиля (сходное по общепрофессиональной подготовке) с направлением высшего образования.

Перечень направлений и условий подготовки кадров по сопряженным учебным планам определяет Кабинет Министров Республики Узбекистан.

 

Бакалавр подготовлен: к работе по направлению подготовки на должностях, подлежащих замещению лицами с высшим образованием; к продолжению высшего образования в магистратуре по избранной специальности в пределах соответствующего направления бакалавриата;

к получению дополнительного профессионального образования в системе переподготовки и повышения квалификации кадров.

 

Право подготовки бакалавров по новым для высшего образовательного учреждения направлениям предоставляется в установленном порядке Кабинетом Министров Республики Узбекистан по ходатайству уполномоченного государственного органа по управлению высшим образованием.

V. Магистратура

 

Магистратура — высшее образование по конкретной специальности с продолжительностью обучения не менее двух лет на основе бакалавриата. Продолжительность обучения в магистратуре без отрыва от производства увеличивается не менее чем на шесть месяцев.

По завершению образовательной программы магистратуры по итогам государственной аттестации выпускникам присуждается академическая степень «магистр» по конкретной специальности направления подготовки, выдается диплом государственного образца с вкладышем и соответствующий нагрудный знак.

 

Общие требования к содержанию образовательных программ, необходимому уровню подготовленности магистра; максимальный объем учебной нагрузки; процедуры, и механизмы контроля качества подготовки определяются «Государственным образовательным стандартом высшего образования. Основные положения», утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 августа 2001 года № 343 (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2001 год, № 15-16, ст. 104).

Характеристика сферы и видов профессиональной деятельности магистра, квалификационные требования и требования по учебным дисциплинам, структура и содержание образовательной программы, механизмы ее реализации и контроль качества подготовки определяются государственным образовательным стандартом по конкретной специальности магистратуры.

На основе государственных образовательных стандартов соответствующих специальностей магистратуры разрабатываются учебные планы и программы дисциплин, утверждаемые уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием.

Магистр подготовлен: к самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической и управленческой, профессиональной деятельности по конкретной специальности; к получению послевузовского образования в аспирантуре по специальности, соответствующей магистерской подготовке;

к получению дополнительного профессионального образования в системе переподготовки и повышения квалификации кадров.

 

Необходимым условием для открытия магистратуры в высшем образовательном учреждении является наличие на соответствующих кафедрах научнопедагогического потенциала с высоким уровнем организации и проведения научноисследовательских работ, тесно связанных с учебно-воспитательным процессом и обеспечивающих подготовку высококвалифицированных специалистов.

Право подготовки кадров по новым для высшего образовательного учреждения специальностям магистратуры предоставляется в установленном порядке Кабинетом Министров Республики Узбекистан по ходатайству уполномоченного государственного органа по управлению высшим образованием.

В структуре высшего образовательного учреждения создается специальное подразделение — отдел (факультет, центр) магистратуры, на которое возлагается:

 

организация и контроль учебно-воспитательного процесса и научной деятельности студентов, разработки учебно-методических документов и научнометодического обеспечения;

координация деятельности кафедр, осуществляющих подготовку магистров; мониторинг процесса подготовки магистров.

VI. Организация учебно-воспитательного процесса

Учебно-воспитательный процесс в высших образовательных учреждениях реализуется на основе государственных образовательных стандартов.

В высших образовательных учреждениях устанавливаются следующие виды учебных занятий: лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, коллоквиум, курсовая работа (проект), консультация, самообразование, самостоятельная работа, квалификационная практика, выпускная работа для бакалавров, диссертация для магистров.

Для всех видов аудиторных занятий установлен академический час продолжительностью 45 минут (или 40 минут при проведении занятий в единой совмещенной паре).

 

Учебный год в высших образовательных учреждениях делится, как правило, на два семестра, каждый из которых заканчивается итоговым контролем успеваемости студентов. Допускается модульная и другие схемы организации учебновоспитательного процесса, обеспечивающие его эффективность.

 

Успеваемость студентов определяется в соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов, утверждаемым уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием.

Перевод успевающих студентов с курса на курс производится приказом ректора высшего образовательного учреждения по представлению деканата или отдела (факультета, центра) магистратуры. Условный перевод не допускается.

Освоение образовательных программ высшего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Все виды квалификационных практик проводятся на государственных и негосударственных организациях, на основе двусторонних договоров, в соответствии с учебными планами и Положением о квалификационной практике студентов высших образовательных учреждений, утверждаемым уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием.

Образовательные программы высшего образования могут осваиваться в следующих формах: с отрывом и без отрыва от производства, в форме экстерната и дистанционного обучения.

Перечень направлений бакалавриата и специальностей магистратуры, по которым допускается обучение без отрыва от производства, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Связь высшего образования с наукой и производством осуществляется путем создания учебно-научных, учебно-научно-производственных комплексов, а также привлечения ведущих ученых и специалистов производства к учебному процессу и научным исследованиям, создания центров, лабораторий и филиалов кафедр высших образовательных учреждений в научно-исследовательских учреждениях, предприятиях и организациях согласно действующему законодательству.

VII. Студенты высшего образовательного учреждения

 

Студентом высшего образовательного учреждения является лицо, зачисленное в установленном порядке в бакалавриат или магистратуру. Студенту выдаются студенческий билет и рейтинговая книжка установленного образца.

 

По согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан отдельными высшими образовательными учреждениями вместо рейтинговых книжек может вводиться электронная система учета рейтинга студентов.

(пункт 41 дополнен абзацем третьим приказом министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан от 13 декабря 2013 года № 469 (рег. № 1222-2 от 13.12.2013 г.) — СЗ РУ, 2013 г., № 50, ст. 658)

42. Студенты высших образовательных учреждений имеют право:

получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и технологии, экономики и культуры, предусмотренные образовательными программами направлений или специальностей;

изучать дисциплины дополнительного образования и дисциплины по выбору, предложенные в учебном плане;

участвовать в обсуждении важнейших вопросов деятельности высших образовательных учреждений, в том числе через представительные органы;

бесплатно пользоваться библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений в порядке, установленном Уставом высшего образовательного учреждения;

принимать участие в научно-исследовательских работах, конференциях, симпозиумах;

представлять свои работы для публикации;

обжаловать решения администрации высшего образовательного учреждения;

получать дополнительное образование по военной специальности в установленном порядке.

Студентам очной формы обучения предоставляется отсрочка от призыва на срочную военную службу и службу в мобилизационном призывном резерве в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

(абзац десятый пункта 42 в редакции приказа министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан от 29 октября 2010 года № 406 ( рег. № 1222-1 от 12.11.2010 г.) — СЗ РУ, 2010 г., № 46, ст. 416)

Отвлечение студентов за счет учебного времени на работу, не связанную с процессом обучения, запрещается, кроме случаев, предусмотренных решениями Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Студенты обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом, соблюдать Устав, правила внутреннего распорядка и общежития высшего образовательного учреждения.

Студенты, обучающиеся по государственным образовательным грантам и на платно-контрактной основе по очной форме обучения, обеспечиваются дифференцированными стипендиями в размерах, установленных Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Студенты вправе получать государственные именные стипендии на основании соответствующих положений.

В период прохождения военной службы, восстановления здоровья, отпусков по беременности и родам, а также по уходу за детьми студентам в установленном порядке предоставляется академический отпуск.

 

(пункт 45 в редакции приказа министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан от 29 октября 2010 года № 406 ( рег. № 1222-1 от 12.11.2010 г.) — СЗ РУ, 2010 г., № 46, ст. 416)

Студентам, не выполнившим по уважительной причине требования учебного плана, предоставляются индивидуальные графики сдачи академической задолженности до начала нового учебного года.

Студенты, не выполнившие учебный план в установленные сроки, подлежат отчислению.

 

Восстановление и отчисление студентов осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием.

Студенты вправе переходить в другое высшее образовательное учреждение в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан. При переходе из одного высшего образовательного учреждения в другое за студентом сохраняются все права, предоставляемые впервые обучающимся на данной ступени

высшего образования. Перевод студентов из не аккредитованных высших образовательных учреждений в аккредитованные не допускается.

 

Иногородние студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местом в общежитии.

Не допускается использование жилой площади общежитий не по назначению (сдача в аренду, иные сделки) при наличии студентов, нуждающихся в жилой площади.

 

Студентам очной формы обучения в свободное от учебы время — во второй половине дня разрешается работать по трудовому договору, как в самом высшем образовательном учреждении, так и в других организациях.

Другие права студентов могут быть установлены законодательством и (или) Уставом высшего образовательного учреждения.

 

За нарушение студентом правил внутреннего распорядка, Устава высшего образовательного учреждения, к нему могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: выговор, отчисление из высшего образовательного учреждения.

 

Дисциплинарные взыскания применяются не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента или нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

(пункт 51 в редакции приказа министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан от 29 октября 2010 года № 406 ( рег. № 1222-1 от 12.11.2010 г.) — СЗ РУ, 2010 г., № 46, ст. 416)

52. Студентам, обучающимся без отрыва от производства, по месту их работы предоставляются льготы, предусмотренные статьями 248—250 ; 254—257 Трудового кодекса Республики Узбекистан.

VIII. Работники высшего образовательного учреждения

53. В высших образовательных учреждениях предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.

К профессорско-преподавательскому составу относятся лица, занимающие должности заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента, преподавателя-стажера.

(абзац второй пункта 53 в редакции приказа министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан от 29 октября 2010 года № 406 ( рег. № 1222-1 от 12.11.2010 г.) — СЗ РУ, 2010 г., № 46, ст. 416)

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с соответствующим высшим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие высокими духовно-нравственными качествами. К педагогической деятельности не допускаются лица, лишенные такого права в соответствии с решением суда.

Высшие образовательные учреждения имеют право привлекать к педагогической деятельности ведущих специалистов соответствующих отраслей науки и производства, экономики, культуры и других сфер деятельности.

Численность профессорско-преподавательского состава государственного высшего образовательного учреждения рассчитывается исходя из числа студентов, приходящихся на одного преподавателя соответственно в бакалавриате и магистратуре, которая устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Учебная, научно-методическая и научно-исследовательская, организационно-методическая и духовно-нравственная и воспитательная нагрузка

профессорско-преподавательского состава устанавливается в соответствии с Нормой времени для расчета объема педагогической нагрузки по основным видам (учебной, научно-методической и научно-исследовательской, организационно-методической, духовно-нравственной и воспитательной) работ профессорско-преподавательского состава, утвержденной уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием.

 

Замещение всех должностей научно-педагогических работников в высших образовательных учреждениях производится после конкурсного отбора путем заключения трудового договора (контракта), однако выпускник магистратуры в год окончания высшего образовательного учреждения по распределению назначается на преподавательскую должность вне конкурса сроком на 3 года.

 

(абзац первый пункта 56 в редакции приказа министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан от 29 октября 2010 года № 406 (рег. № 1222-1 от 12.11.2010 г.) — СЗ РУ, 2010 г., № 46, ст. 416)

Деканы факультетов назначаются ректором государственного высшего образовательного учреждения по согласованию с соответствующим министерством или ведомством, в ведении которого находится высшее образовательное учреждение.

Проректоры государственного высшего образовательного учреждения назначаются соответствующим министерством или ведомством, в ведении которого находится высшее образовательное учреждение по представлению ректора.

Проректоры и деканы негосударственных высших образовательных учреждений назначаются ректором по согласованию с учредителем (учредителями).

57. Научно-педагогические работники высших образовательных учреждений имеют право: на оплату труда и материальное вознаграждение в соответствии с квалификацией в установленном порядке; избирать и быть избранными в ученый совет высшего образовательного учреждения (факультета); участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности высшего образовательного учреждения;

пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных ресурсов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений высшего образовательного учреждения в соответствии с его Уставом и (или) коллективным договором;

участвовать в определении содержания учебных курсов и дисциплин в соответствии с государственными образовательными стандартами направлений или специальностей высшего образования;

выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебновоспитательного процесса;

обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего образовательного учреждения в установленном законодательством порядке; требовать организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.

58. Научно-педагогические работники высшего образовательного учреждения обязаны: формировать у студентов высокую духовность и культуру, любовь к Родине, природе и своей профессии, патриотизм и гражданскую позицию;

обеспечивать высокую эффективность учебно-воспитательного и научного процессов;

формировать у студентов профессиональные качества по избранному направлению (или специальности) подготовки;

соблюдать устав высшего образовательного учреждения;

развивать у студентов самостоятельность, инициативу и творческие способности.

Профессорско-преподавательский состав высшего образовательного учреждения в целях обновления профессиональных знаний, умений и навыков проходит в установленном порядке переподготовку или повышение квалификации.

Порядок, виды и формы повышения квалификации или переподготовки устанавливаются соответствующим Положением, утвержденным уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием.

 

Научные работники высшего образовательного учреждения имеют право выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие их индивидуальным способностям и обеспечивающие высокое качество научно-исследовательского процесса.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется в высших образовательных и научно-исследовательских учреждениях в форме института стажеров-исследователей-соискателей и института старших научных сотрудников.

 

(пункт 61 в редакции приказа министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан от 29 октяря 2010 года № 406 ( рег. № 1222-1 от 12.11.2010 г.) — СЗ РУ, 2010 г., № 46, ст. 416)

Права и обязанности административно-хозяйственного, инженернотехнического, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала высшего образовательного учреждения определяются законодательством Республики Узбекистан, должностными инструкциями, Уставом и правилами внутреннего распорядка высшего образовательного учреждения.

Работники высшего образовательного учреждения пользуются правами и льготами, предусмотренными действующим законодательством и Уставом высшего образовательного учреждения.

IX. Управление системой высшего образования

 

Управление системой высшего образования в Республике Узбекистан осуществляется Кабинетом Министров и уполномоченными государственными органами по управлению высшим образованием в пределах предоставленной им компетенции законодательством Республики Узбекистан.

 

Органом по управлению высшим образованием является Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.

На Министерство высшего и среднего специального образования по согласованию с министерствами и ведомствами, имеющими в своем введении высшие образовательные учреждения, возлагается:

разработка, утверждение и поэтапный ввод государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ учебных дисциплин по направлениям бакалавриата и специальностям магистратуры, обеспечение ими высших образовательных учреждений республики;

внесение при необходимости, по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан, изменений и дополнений в Классификатор направлений и специальностей высшего образования;

разработка учебной литературы нового поколения в соответствии с государственными образовательными стандартами и программами дисциплин;

разработка нормативно-правового обеспечения деятельности высшего образовательного учреждения и организации учебно-воспитательного процесса;

учебно-методическое руководство высшими образовательными учреждениями Республики Узбекистан;

координация вопросов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров высшего и среднего специального, профессионального образования;

нормативно-методическое обеспечение интеграции образования, науки и производства.

Для развития общественных форм управления качеством высшего образования создается совет ректоров высших образовательных учреждений, деятельность которого регулируется соответствующим Положением.

Управление высшими образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и настоящим Положением.

Непосредственное управление высшим образовательным учреждением осуществляет ректор. Ректор государственного высшего образовательного учреждения назначается Кабинетом Министров Республики Узбекистан, а негосударственного — учредителем (или учредителями).

 

Ректор несет полную ответственность за результаты работы высшего образовательного учреждения. Он действует в соответствии с законодательством Республики Узбекистан от имени высшего образовательного учреждения, представляет его во всех органах и организациях, в установленном порядке распоряжается имуществом, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банке счета высшего образовательного учреждения, является распорядителем кредитов, согласно Уставу.

Ректор несет персональную ответственность за реализацию государственных образовательных стандартов высшего образования.

Ректор в пределах компетенции высшего образовательного учреждения:

издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников и студентов высшего образовательного учреждения;

определяет конкретные обязанности и ответственность проректоров;

осуществляет прием и увольнение с работы рабочих и служащих, а также научно-педагогических работников в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан;

определяет компетенцию научно-исследовательских, опытноэкспериментальных и других организаций и подразделений, входящих в состав высшего образовательного учреждения, и утверждает положения о них;

устанавливает надбавки и доплаты к должностным окладам работников высшего образовательного учреждения;

утверждает по согласованию с профсоюзным комитетом или иным представительным органом работников правила внутреннего распорядка;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Ректор в пределах выделенных ассигнований и фонда заработной платы, лимита численности и тарифной сетки должностных окладов работников высшего образовательного учреждения имеет право:

открывать и закрывать факультеты на основе рекомендации ученого совета и согласования вопроса с уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием;

вводить должности деканов и заместителей деканов в соответствии с типовыми штатами высших образовательных учреждений Республики Узбекистан.

Для рассмотрения основных вопросов деятельности высшего образовательного учреждения организуется ученый совет.

Состав, полномочия, порядок формирования и деятельность ученого совета определяются соответствующим Типовым положением, утвержденным уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием.

 

В высшем образовательном учреждении создается Попечительский совет, являющийся органом общественного управления. В его состав входят представители учредителя (учредителей), местных органов власти, отраслевых министерств и ведомств, предприятий и организаций, других образовательных учреждений, общественных организаций, фондов и спонсоров.

Высшее образовательное учреждение осуществляет учебно-методическое руководство академическим лицеем, созданным при данном высшем образовательном учреждении, и осуществляет патронат профессиональных колледжей соответствующего профиля.

В соответствии с действующим законодательством и Уставом высшего образовательного учреждения в нем могут создаваться общественные организации, научные и добровольные общества, советы по защите диссертаций, научнометодические и научно-технические советы, а также советы молодых ученых и т. п.

Высшее образовательное учреждение в установленном порядке формирует свою структуру в зависимости от численности обучающихся, в пределах утвержденной численности работников и бюджета (государственного бюджета и внебюджетных средств).

X. Имущество высшего образовательного учреждения

 

Имущество высшего образовательного учреждения находится в государственной собственности или собственности негосударственного высшего образовательного учреждения.

За государственным высшим образовательным учреждением закрепляются основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, необходимые для обеспечения деятельности, предусмотренной его Уставом.

 

Государственное высшее образовательное учреждение имеет право на получение и самостоятельное распоряжение денежными средствами и имуществом, передаваемыми ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, а также прибылью от предпринимательской деятельности и доходами от использования имущества, находящегося в его хозяйственном ведении в соответствии с законодательством.

Порядок получения имущества и распоряжения им, а также доходами (прибылью) негосударственного высшего образовательного учреждения определяется его Уставом.

Высшему образовательному учреждению принадлежит право собственности на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности.

За государственным высшим образовательным учреждением закрепляются в постоянное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные ему в установленном порядке.

XI. Финансирование, учет и отчетность

 

Финансирование государственных высших образовательных учреждений осуществляется за счет средств республиканского бюджета в соответствии с государственными грантами на подготовку специалистов, а также внебюджетных источников, привлеченных в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.

Средства, полученные от предприятий, организаций и граждан на договорных условиях, используются высшими образовательными учреждениями самостоятельно.

 

Деятельность негосударственных высших образовательных учреждений осуществляется за счет средств учредителя (или учредителей), полученных доходов, а также государственных грантов на подготовку кадров.

Научные исследования, проводимые государственными высшими образовательными учреждениями, финансируются за счет средств республиканского бюджета, заказчиков и иных источников, не запрещенных законодательством.

Высшее образовательное учреждение в установленном порядке осуществляет оперативный и бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность.

 

За искажение государственной отчетности должностные лица несут установленную законодательством Республики Узбекистан ответственность. Контроль за бюджетной и финансовой дисциплиной в высшем образовательном учреждении осуществляется в установленном порядке.

XII. Международное сотрудничество

81. Высшие образовательные учреждения осуществляют международное сотрудничество в области высшего образования в рамках двух-или многосторонних договоров Республики Узбекистан с иностранными государствами и международными организациями посредством:

участия в программах двух-и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными работниками;

осуществления совместных фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ, проведения конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий;

участия в международных программах совершенствования высшего образования; создания совместных высших образовательных учреждений в соответствии с законодательством.

82. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранных граждан в Республике Узбекистан, преподавательская и научно-исследовательская работа граждан Республики Узбекистан в зарубежных странах осуществляются по межгосударственным, межведомственным, а также по прямым договорам, заключенным высшим образовательным учреждением с иностранными юридическими и (или) физическими лицами.

ХIII. Заключительные положения

83. Настоящее положение согласовано с Министерством здравоохранения, Министерством по делам культуры, Министерством сельского и водного хозяйства, Министерством юстиции, Министерством народного образования, Министерством иностранных дел, Министерством внутренних дел, Министерством обороны, Государственным комитетом по физической культуре и спорту, Узбекским агентством связи и информатизации, Комитетом по делам религии при Кабинете Министров Республики Узбекистан, ГАЖК «Узбекистон темир йуллари», НАК «Узбекистон хаво йуллари» и Академией художеств Республики Узбекистан.

Министр здравоохранения Ф. НАЗИРОВ

г. Ташкент, 10 декабря 2002 г.

Министр культуры Б. КУРБАНОВ

г. Ташкент, 10 декабря 2002 г.

Первый заместитель министра сельского и водного хозяйства С. БЕГАЛИЕВ

г. Ташкент, 16 декабря 2002 г.

Министр народного образования Р. ДЖУРАЕВ

г. Ташкент, 9 января 2003 г.

Министр иностранных дел А. КАМИЛОВ

г. Ташкент, 3 января 2003 г.

Министр внутренних дел З. АЛМАТОВ

г. Ташкент, 29 декабря 2002 г.

Министр обороны К. ГУЛЯМОВ

г. Ташкент, 29 декабря 2002 г.

Председатель Государственного комитета по физической культуре и спорту Б. МАХСИТОВ

г. Ташкент, 11 декабря 2002 г.

Первый заместитель генерального директора Агентства связи и информатизации М. МАХМУДОВ

г. Ташкент, 9 января 2003 г.

Председатель Комитета по делам религии Ш. МИНАВАРОВ

г. Ташкент, 11 декабря 2002 г.

Председатель Правления компании «Узбекистон темир йуллари» А. РАМАТОВ

г. Ташкент, 16 декабря 2002 г.

Генеральный директор авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» В. ТЯН

г. Ташкент, 17 декабря 2002 г.

Председатель Академии художеств Т. КУЗИЕВ

г. Ташкент, 13 декабря 2002 г.


Дата добавления: 2015-06-09 23:28:25
Просмотров: 1933
Категория: Образование


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(33241)
Пять принципов «Узбекской мо ...(11043)
Основные признаки цивилизаци ...(5872)
Концепция цивилизации Тойнби ...(5738)
Социальное пространство. ...(5597)
Неопозитивизм и его представ ...(5336)
Практика как основа и цель п ...(4542)
Основные подходы к цивилизац ...(4271)
Перцептуальное пространство. ...(4248)
Биологизаторские концепции ч ...(4059)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 3
Ботов - 0