Основные подходы к цивилизации

Термин «цивилизация» может употребляться в разных смыслах. Он применяется для обозначения, как типов общества, так и типов развития, связанных с накоплением достижений, обеспечивающих бытие и развитие человека. Просветители первыми ввели в широкий научный оборот понятие цивилизации, которая представляла собой, по их мнению, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, с другой, - всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов. Употребляя термин «цивилизация» в первом его значении, они подчеркивали, что цивилизацию от ранних ступеней развития человечества отличают: возникновение пашенного земледелия, появление государства и писанного права, городов, письменности. Говоря о цивилизации как о совокупности достижений человеческого разума, они имели в виду признание естественных прав человека, уважение его прав и свобод, осознание верховной властью ответственности перед обществом, открытия науки и философии. В частности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, богатый этноисторический материал, полученный в «эпоху путешествий» и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, в начале XIX в. возникла «этнографическая концепция цивилизаций», в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа - своя цивилизация (Т. Жуффруа). В целом во второй половине XVIII - начале XIX вв. утвердилось три подхода к познанию цивилизации: • унитарный (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого); • стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого); • локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования). В это время Ф. Гизо, заложивший основы «этноисторической концепции цивилизаций», предпринял также попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и реалиями культурно-исторического многообразия народов. Он считал, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а, с другой, - над ними есть еще и цивилизация как прогресс человеческого общества в целом. Тойнби рассматривал цивилизацию в качестве «умопостигаемого поля исторического исследования», как систему, обособленность которой определяется значимостью связей между ее элементами. Цивилизации зарождаются, по мнению Тойнби, в результате поиска адекватных ответов на вызовы, которые предъявляются людям либо природой, либо человеческим окружением. Новая цивилизация при этом может возникнуть двумя путями. Во-первых, непосредственно из примитивного общества путем качественного изменения его структуры в результате выделения из общей массы некоторого творческого меньшинства (элиты), берущего на себя формирование ответа и разработку новых методов и направлений социальной активности. Во-вторых, из цивилизации на основе использования достижений генетически предшествующей цивилизации. Ф. Конечны считал, что цивилизация - это «особая форма организации коллективности людей», «метод устройства коллективной жизни». Цивилизация - это социальная целостность, внутренняя жизнь которой определяется двумя фундаментальными категориями - блага (морали) и истины, а внешняя - здоровья и благополучия. В содержательно-методологическом плане можно выделить несколько подходов в интерпретации понятия «цивилизация»: • Культурологический. В рамках которого М. Вебер, а за ним А. Тойнби рассматривали цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия. А. Тойнби указывал также и на четко выраженные параметры технологического развития. Некоторые исследователи под цивилизацией понимают не только совокупность отношений между людьми одной конфессии, но и между индивидом и государством; • Социологический. В его русле особый интерес представляет концепция цивилизаций Д. Уилкинса, который отвергает понимание цивилизации как социума, характеризующегося однородной культурой. Он считает, что культурная однородность не является признаком цивилизации - она может быть вполне и разнородной; • Этнопсихологический. С его позиций Л. Гумилев связывал понятие цивилизации с особенностями этнической истории. Иногда цивилизационный критерий усматривают в специфике культуры и психологии того или иного народа. При таком понимании цивилизации она по существу отождествляется с национальным характером; • Географический. Представители географического детерминизма считают, что решающее воздействие на характер цивилизации оказывают географическая среда существования того или иного народа, которая влияет прежде всего на формы кооперации людей, постепенно изменяющих природу.

Дата добавления: 0000-00-00 00:00:00
Просмотров: 2582
Категория: Философия

Абитуриентам

Учишься в лицее/колледже Ташкента? Хочешь поступить в престижный ВУЗ? Посмотри видео, и поймешь, как сделать свою мечту реальностью!

Комментарии


Поиск по сайту


Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова «Высокая духовность – непобедимая сила» (27365)
Пять принципов «Узбекской модели». (7185)
Неопозитивизм и его представители (3431)
Концепция цивилизации Тойнби (3389)
Основные признаки цивилизации (3121)
Практика как основа и цель познания (2956)
Методологические основы предмета «Теория и практика построения демократического общества в Узбекистане». «Теория и практика построения демократического общества в Узбекистане» в системе общественно-гуманитарных наук. (2785)
Перцептуальное пространство. (2681)
«Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» - важный этап развития страны. (По докладу И.А. Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 (2641)
Основные подходы к цивилизации (2582)

Популярное видео

01. Числовые и алгебраические выражения (1980)
WordPress. Уровень 1. Контент – менеджер. 1 день. Часть 1 (1406)
03. Числовые выражения действия с дробными числами (1269)
07. Разложение многочленов на множители. Метод выделения полного квадрата. Комбинация методов (1215)
Основные физические понятия электродинамики (1190)
Манометр Бурдона (1186)
Относительность движения (1180)
02. Числовые выражения действия с натуральными числами (760)
HTML и CSS. Уровень 1. День 1. Часть 1 (721)
Математическая статистика. Вводная лекция. Часть 1 (718)

Популярные тесты по истории

Идея и идеология национальной независимости. Их задачи и место в развитии Республики Узбекистан. (23370)
Собственный путь развития Республики Узбекистан. «Узбекская модель». (11758)
Угрозы безопасности Узбекистану на пороге XXI века (По книге И.А.Каримова «Узбекистан на пороге XXI века: угроза безопасности, условия стабильности и гарантии прогресса»). (10563)
Возрождение национальных и религиозных ценностей народов Узбекистана в условиях независимости. (Книга И.А.Каримова «Юксак маънавият – енгилмас куч».). (8776)
Президент И. А. Каримов о значении изучения истории (по работе И.А. Каримова «Без исторической памяти нет будущего»). (8513)
Первобытнообщинный строй на территории Узбекистана и его периодизация. (Палеолит, мезолит - их достижения). (7835)
Узбекистан в мировом сообществе. Внешняя политика Республики Узбекистан в период независимости. (6777)

Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 4

Социальные сети