Культурная антропология о сущности человека

АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ (греч. antropos — человек, и logos — слово, учение) — наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур разных народов, основывающаяся на результатах археологических, этнологических, этнографических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных (компаративистских) исследований. В предмете культурной антропологии важно выделять два принципиально важных момента: 1) проблемная область культурной антропологии шире, чем круг вопросов, исследуемых в рамках анализа первобытности; 2) объект изучения культурной антропологии не исчерпывается только археологическими культурами. Создателем школы культурной антропологии считается американский этнограф Ф. Боас. Культурная антропология является разновидностью философской антропологии как учения о природе (сущности) человека в широком смысле слова. В узком смысле слова — культурная антропология ориентируется на человека как носителя и творца культуры, исходит из взаимозависимости человека и культуры, из учёта изменчивости человеческой сущности под воздействием конкретно-исторического многообразия культур. Для антропологии культурной, в отличие от антропологии социальной, характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материальных отношений. Она выдвигает на первый план вопросы динамики развития культуры, механизмы её передачи от поколения к поколению. Антропология, как наука о происхождении и эволюции человека и об образовании человеческих рас, объяснила очень многое в зарождении культуры, вскрыла её биологические корни. Антропологический подход является одним из первых в изучении культуры. Занимаясь истоками человечества и первобытным обществом, антропологическое направление в культурологии (Г. Спенсер, Э. Тэйлор, Л. Морган и др.) пришло к важному выводу о сходстве материальных памятников ископаемого человека, мифологии и фольклора разных народов, подтвердив тем самым тождественность человеческой природы и единство первобытного мышления на всей нашей планете. Это дало прочную теоретическую основу для борьбы против расизма, национализма, колониализма и других течений общественной мысли, враждебных самой идее культуры. В формировании культурной антропологии исследователи выделяют следующие этапы: этнографический (1800-1850 гг.), эволюционистский (60-е гг. XIX в.), исторический (середина 90-х гг. XIX в). В дальнейшей динамике выделяют также следующие периоды: структурнофункциональный (30-50-е гг. XX в.), неоэволюционистский (60-70 гг. XX в.), постструктуралистский (с 80-х гг. XX в. по наше время). Культурно-антропологический подход обстоятельно разработан в трудах Б. Малиновского, К. Леви-Строса, Э. Фромма, А. Кребера, К. Клакхонаидр.

Дата добавления: 0000-00-00 00:00:00
Просмотров: 1681
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(35413)
Пять принципов «Узбекской мо ...(12873)
Концепция цивилизации Тойнби ...(6649)
Основные признаки цивилизаци ...(6494)
Неопозитивизм и его представ ...(6007)
Социальное пространство. ...(5739)
Практика как основа и цель п ...(4952)
Основные подходы к цивилизац ...(4766)
Перцептуальное пространство. ...(4663)
Биологизаторские концепции ч ...(4482)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 6
Ботов - 2