Религиозное сознание.

Религиозную надстройку составляют сознание (включающее идеи, представления, чувства и настроения), культ и организации. Главным из этих элементов является, безусловно, религиозное сознание (культовые действия, религиозные обряды становятся таковыми, поскольку они воплощают в символической форме религиозные верования и представления. Религиозные организации формируются на основе общности религиозных верований. Религиозное сознание представляет собой как бы удвоение мира, поскольку наряду с реальным признается существование потустороннего мира, где, как утверждает религия, найдут свое разрешение все противоречия земного бытия. Главный признак религиозного сознания - вера в сверхъестественные силы (прежде всего в бога как личность, наделенную сверхъестественными возможностями, в чудеса и бессмертие души, а значит - в загробную жизнь). Если общественное сознание вообще есть отражение общественного бытия, то что же отражает религиозное сознание? Религиозное сознание отражает противоречия общественного бытия. Оно является иллюзорным восполнением практического бессилия людей, их неспособности управлять силами природы и разрешать собственные общественные противоречия. Этим определяются прежде всего социальные корни религии. Неразвитость производительных сил, социально-экономических и надстроечных структур общества, полная зависимость человека от стихийных сил природы объясняют первоначальное существование сверхъестественного для человека в виде персонифицированных природных стихий и явлений, от которых зависит его образ жизни (языческие религии). Позднее появляется социальное неравенство, экономическое отчуждение, а значит, зависимость не только от природы, но и от человека. Маркс пишет: «Социальная сила, т.е. умноженная производительная сила, возникающая благодаря обусловленной разделением труда совместной деятельности различных индивидов, эта социальная сила, вследствие того, что сама совместная деятельность возникает не добровольно, а стихийно, представляется данным индивидам не как их собственная объединенная сила, а как некая чуждая, вне их стоящая власть, о происхождении и тенденциях развития которой они ничего не знают, они, следовательно, уже не могут господствовать над этой силой, - напротив, последняя проходит теперь ряд фаз и ступеней развития, не только не зависящих от воли и поведения людей, а наоборот, направляющих эту волю и это поведение». Именно на этом этапе противостоящая человеку религиозная сила очеловечивается, т.е. наделяется человеческими качествами (доведенными до совершенства), вплоть до самого облика, внешнего вида. Сверхъестественное субъективируется, от язычества религиозное сознание переходит к представлениям об едином боге как личности (в разных мировых религиях - свой единый бог). Следовательно, в основе социальных корней религии лежит чувство несвободы, зависимости человека от природных и социальных сил. Гносеологические корни религии представляют собой условия, предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Они заключаются прежде всего в способности сознания отрываться от действительности, фантазировать. Каждая форма познания (ощущения, восприятия, представление, понятие и т.д.) способна породить предпосылки для превратного отражения действительности. Так, уже представление создает возможность для искажения мира, для создания фантастических образов, основанных на соединении в сознании того, что в действительности не может быть соединено (например, образ ангела, черта и т.п.). В абстрактном мышлении понятие, как известно, не совпадает с реальным предметом: в самом простом обобщении уже есть известный момент фантазии. Оно может быть преувеличено, раздуто, мистифицировано. Происходит разделение мира на реальный и сверхъестественный. К психологическим корням религии относятся различные устойчивые отрицательные эмоциональные состояния людей, такие как страх, горе, одиночество, беспомощность, отчаяние, а также влияние на человека бессознательного, необъяснимого, тяга к тайне, чуду. Религия отлична от идеализма, так как основывается на вере и поэтому догматична. Идеализм же представляет собой теорию познания, оперирует специфическими гносеологическими категориями.

Дата добавления: 0000-00-00 00:00:00
Просмотров: 1534
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(33133)
Пять принципов «Узбекской мо ...(11000)
Основные признаки цивилизаци ...(5836)
Концепция цивилизации Тойнби ...(5727)
Социальное пространство. ...(5595)
Неопозитивизм и его представ ...(5314)
Практика как основа и цель п ...(4527)
Основные подходы к цивилизац ...(4255)
Перцептуальное пространство. ...(4231)
Биологизаторские концепции ч ...(4046)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 1
Ботов - 2