Общественная психология и идеология

исторического развития общества система отражения объективной реальности людьми, связанными деловыми и личностными отношениями. Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия. Содержание общественной психологии многообразно. Обычно оно подразделяется на три группы социально-психологических явлений: • психический склад определенной социальной группы (социальный характер, привычки, традиции); • эмоциональные явления (настроения, социальные чувства и т. д.); • социально-психологические явления непосредственно взаимодействующей группы (мода, слухи и т. д.). Однако названные группы духовных явлений не исчерпывают содержания психологии. Общественная психология, как массовое сознание, непременно включает в себя политические, правовые, нравственные и иные идеи и представления, но не в форме теорий, систем взглядов, как это имеет место в идеологии, а главным образом в форме убеждений, верований, социальных установок на восприятие действительности и отношение к ней. Если в идеологии мы различаем идеи и взгляды, прежде всего, по их содержанию, то в общественной психологии имеем дело с убеждениями людей (целых групп классов), т. е. с тем, насколько идеи и взгляды, распространяемые в процессе идеологической работы среди масс, овладели сознанием последних, являются стимулами их поведения. При этом непременно учитывается и содержательная сторона идей и взглядов, но как бы в снятом виде; главное же внимание переносится на их усвоение, на то, стали ли они глубокими убеждениями или нет, как они проявляются в поступках, переживаются, закрепляются в привычках, традициях и т. д. Убеждения социальных групп, классов и других общностей составляют основное содержание общественной психологии. Специфика идеологии проявляется в том, что она возникает на основе существующих в обществе экономических отношений и отражает действительность через призму этих отношений. В классовом обществе экономические отношения выступают в форме классовых интересов, поэтому специфику идеологии можно конкретнее представить как отражение действительности через призму интересов определенных классов, как систему идей и взглядов классов. Идеология есть теоретическое оружие, самосознание классов. В этом состоит ее главная социальная функция. В идеологических концепциях или теориях выражаются, прежде всего, самые существенные, коренные интересы классов. Не случайно поэтому классовые противоречия находят свое проявление и в идеологической борьбе. Идеология носит классовый характер. В классовом обществе нет и не может быть надклассовой или внеклассовой идеологии. Общественно историческая практика показывает, что для появления новой идеологии нужно, во-первых, наличие определённых объективных условий - к ним относятся познанные наукой и идеологом объективные закономерности природы и общества - и, во - вторых, наличие необходимой идеальной, субъективной причины - ею является некоторая устойчивая, существенная тенденция общественной психологии. Поэтому можно строго, в соответствии с общепринятым научным определением причинно - следственной связи, утверждать, что любая жизнеспособная идеология имеет своей причиной некоторую тенденцию общественной психологии. Эта причинно - следственная связь не обратима: идеология, сама по себе, не создаёт качественно новых тенденций в общественной психологии. Сформулированное положение можно назвать принципом вторичности идеологии. Итак, непосредственные причины идеологий всегда лежат в общественной психологии, и являются идеальными. Наличие объективных условий и познанных закономерностей природы и общества является необходимым, но ещё не достаточным условием для рождения жизнеспособной идеологии. Если идеология родилась без наличия причины, то есть, если она не отражает некоторую существенную тенденцию общественной психологии, то она является гласом вопиющего в пустыне: какие бы мыслимые блага не сулила она людям, она всё равно остаётся не нужной им. И наоборот, любая идеология или идеологический догмат, оказывающие заметное влияние на общественное бытие, всегда имеют причину - некоторую существенную тенденцию общественной психологии. Общественную психологию, в плане принципа развития, можно, до определённой степени, рассматривать как первичную категорию и независимый фактор, по отношению к общественному бытию данной эпохи.

Дата добавления: 0000-00-00 00:00:00
Просмотров: 1973
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(33076)
Пять принципов «Узбекской мо ...(10953)
Основные признаки цивилизаци ...(5805)
Концепция цивилизации Тойнби ...(5700)
Социальное пространство. ...(5594)
Неопозитивизм и его представ ...(5289)
Практика как основа и цель п ...(4522)
Основные подходы к цивилизац ...(4244)
Перцептуальное пространство. ...(4215)
Биологизаторские концепции ч ...(4029)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 8
Ботов - 3