Агностицизм И. Канта.
В работах "критического" периода Кант доказывает невозможность построить систему умозрительной философии ("метафизики", согласно принятой тогда терминологии) до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят Канта к агностицизму - к утверждению, будто природа вещей, как они существуют сами по себе ("вещей в себе"), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно "явлений", то есть способа, посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте.
Вещи в себе не могут быть даны в опыте и непознаваемы. Мы познаём лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм.
1. Агностицизм - учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей. В истории философии классическими выразителями идей агностицизма - Юм и за ним Кант. Кант хотя и признавал объективное существование вещей самих по себе, но сущность их считал непознаваемой.
Познание начинается, по Канту, с того, что “вещи в себе” воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения, здесь он материалист. Здесь первичное для него - не наше сознание, а вещи материального мира. Однако, как только Кант переходит к исследованию вопроса о познании - о его формах и границах, он покидает материалистическую точку зрения и развивает идеалистическое учение о познании.
Учение Канта о непознаваемости “вещей в себе” носит идеалистический характер потому, что в конечном счете, у Канта они трансциндентны.
Развивая агностицизм - критику разума Кант пытался 1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского 2. выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления...
Достоверное знание сущ - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. приложимы формы нашего сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально непознаваемы.