Интуитивизм и его представители.

Интуитиви?зм — направление в философии, признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания, и отвергающее формализацию акта познания в других философских направлениях. Интуитивизм возникает на рубеже XIX—XX вв. и противопоставляет себя позитивистскому пониманию научного знания и ограничению человеческого опыта исключительно сферой чувственного восприятия. Разл. представителями И. интуиция понимается по-разному, но можно выделить две основные «линии» в ее понимании: «линия Вергсона», «линия Гуссерля». Если для Гуссерля, стремящегося сочетать интуицию с интеллектуальным познанием, она выступает как прямое созерцание общего — смыслов, а не фактов (в их уникальности), то для Бергсона она связана именно с непосредственным созерцанием уникального, индивидуального. Если «линия Бергсона» в понимании интуиции представляет собой разновидность филос. иррационализма, то «линию Гуссерля» вряд ли можно столь же однозначно относить к последнему. Бергсон, как и нек-рые представители философии жизни (Клагес и др.), сближает интуицию с инстинктом, дающим непосредств. знание предмета, действующим всегда так, как если бы он «знал» все возможные результаты своего действия, и поэтому, естественно, «выбирающим» наилучший его вариант. Интуиция, по Бергсону, — инстинкт, сделавшийся бескорыстным, такой вид интеллектуальной симпатии, к-рый дает возможность перенестись внутрь объекта для слияния с тем, что является уникальным в нем и, следовательно, невыразимым в понятиях. Одна из характерных черт И. — стремление обосновать полную независимость филос. знания от знания естеств.-науч.: если последнее по преимуществу дискурсивно, то первое интуитивно, утверждают интуитивисты. Подобного мнения придерживался еще Шопенгауэр, а Бергсон, в дополнение к этому, считал, что у каждого великого философа есть своя оригинальная интуиция. К «линии Гуссерля» в трактовке интуиции примыкают зап. философы Жильсон, Маритен, М. Шелер и др., из рус. философов — Лосский Н. О., Франк, Е. Трубецкой и др. Наиб. яркие представители рус. И. — Лосский и Франк. И. в ред. Лосского, основан на убеждении, что «все имманентно всему», из к-рого следует непосредств. данность мира человеку в опыте. Как считает Лосский, центр. познават. способность человека — не мышление, а восприятие, в к-ром познаваемое дается ему полностью и абсолютно. Всякое знание (в т. ч. любое умозаключение) интуитивно, все суждения синтетичны, все истины абсолютны (разумеется, лишь в том случае, если то, чем мы располагаем, действительно является знанием). С т. зр. Лосского, знание — не постижение действительности, а сама действительность, к-рая должна быть определена как знание-бытие. Франк разделяет и тезис Лосского о том, что «все имманентно всему», и его убеждение состоит в том, что гл. источник познания — интуиция, представляющая собой прямое видение-переживание реальности.

Дата добавления: 0000-00-00 00:00:00
Просмотров: 1586
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(33134)
Пять принципов «Узбекской мо ...(11001)
Основные признаки цивилизаци ...(5838)
Концепция цивилизации Тойнби ...(5727)
Социальное пространство. ...(5595)
Неопозитивизм и его представ ...(5315)
Практика как основа и цель п ...(4527)
Основные подходы к цивилизац ...(4255)
Перцептуальное пространство. ...(4231)
Биологизаторские концепции ч ...(4046)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 5
Ботов - 2