Кризис рационализма в современной науке.

Современный кризис рационализма, находящий выражение в упадке интереса к фундаментальной науке, снижении социального статуса научного знания и как следствие – в распространении нового мракобесия в самых различных его формах, также связан с изменением задач, которые ставит перед собой современное общество. Прекращение военного противостояния двух блоков государств позволило более не рассматривать развитие фундаментальных исследований в области математики, физики, химии как важнейшее средство обеспечения национальной безопасности. Кроме того, выдающийся прогресс фундаментальных исследований в этих областях в предшествовавший период создал громадный задел для прикладных исследований, на которых существенное снижение интенсивности фундаментальных исследований скажется далеко не сразу. Что же касается общественных наук, то современное общество, насквозь пропитанное идеями компромисса и политкорректности, совершенно не заинтересовано в рациональной критике, ибо создаваемые социальные институты этой критики, как правило, не выдерживают. В этом принципиальное отличие ситуации в современном обществе от ситуации в древнегреческих полисах, где надо было убеждать сограждан в истинности принимаемых решений как с точки зрения их соответствия интересам избирателей, так и с точки зрения соответствия принципам, которых они придерживаются. Сейчас время торжества политтехнологий, а не рациональной критики, а потому возможно принятие любых, в том числе и совершенно беспринципных решений, если к ним склоняется большая часть электората (отсюда двойные и тройные стандарты в политике). Общий кризис рационализма последней четверти ХХ в., продолжающийся и в настоящее время, привел к широкому распространению философии постмодернизма, предполагающей отказ от представлений о существовании объективной истины и неизбежно из этого следующий коренной пересмотр роли науки в современном обществе в плане отказа от признания за ней каких-либо особых прав на познание мира и интерпретацию полученных результатов, вплоть до трактовки науки как формы идеологии у П.Фейрабенда (1924-1994).

Дата добавления: 0000-00-00 00:00:00
Просмотров: 1496
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(35413)
Пять принципов «Узбекской мо ...(12873)
Концепция цивилизации Тойнби ...(6649)
Основные признаки цивилизаци ...(6494)
Неопозитивизм и его представ ...(6007)
Социальное пространство. ...(5739)
Практика как основа и цель п ...(4952)
Основные подходы к цивилизац ...(4766)
Перцептуальное пространство. ...(4663)
Биологизаторские концепции ч ...(4482)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 5
Ботов - 1