Диалектика неорационализма Г. Башляра.

Г. Башляр является виднейшим представителем неорационализма. Для неорационализма характерно наполнение философских категорий естественнонаучным содержанием и возведение в ранг новых категорий научных понятий, успешно работающих при формировании теорий в релятивистской механике, физике элементарных частиц, кибернетике, некоторых разделов математики. Частнонаучная методология отождествляется c философской и подменяет её в гносеологических концепциях неорационализма. В целом методологические абстракции представителей «философии науки» неорационализма во многом остаются на уровне частнонаучного знания. Г. Башляр построил конкретную модель «нового научного разума» учёного-теоретика в эпоху НТР. Используя затем эту модель как фундаментальную категорию своей «философии науки», Г. Башляр разрабатывает на её основе «философию нового научного разума». Анализ определяющей роли теории в современной науке приводит Г. Башляра к концепции теоретической идеальной реальности. Диалектика, по Г. Башляру, возможна лишь на уровне абстрагированного теоретического рационализма. Применение диалектики на уровне реализма всегда необоснованно и преждевременно. Г. Башляр отвергает как классическую идеалистическую диалектику Г. Гегеля, так и марксистскую диалектику, причём обе объявляются несовременными c точки зрения их понимания категории противоречия. Так как Г. Башляр полагает эталоном современной «философии науки» стихийно складывающуюся философию физики, он пишет: «Диалектика физики, благодаря тому, что она колеблется между полосами более близкими и не столь уж противоположными, кажется нам более приемлемой, чем тяжеловесные диалектики традиционной философии». Новый научный разум выступает как категория, якобы отражающая принципиальное качественное отличие мышления современных учёных от мышления учёных прошлого. Историческая необходимость подобного качественного изменения научного мышления выводится Г. Башляром из революции в естествознании, начавшейся в начале ХХ в. и продолжающейся по сей день. Г. Башляр характеризует «новый научный разум» тремя чертами: 1) диалектическая гибкость; 2) высший уровень абстрактности; 3) сюрреалистическая интуитивность (сюрреализм = комплексный рационализм + рационализм диалектический). Одна из важнейших черт «нового научного разума»: «Всякая новая истина рождается вопреки очевидности, всякий новый эксперимент рождается вопреки первично-конкретному опыту».

Дата добавления: 0000-00-00 00:00:00
Просмотров: 1568
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(33134)
Пять принципов «Узбекской мо ...(11001)
Основные признаки цивилизаци ...(5838)
Концепция цивилизации Тойнби ...(5727)
Социальное пространство. ...(5595)
Неопозитивизм и его представ ...(5315)
Практика как основа и цель п ...(4527)
Основные подходы к цивилизац ...(4255)
Перцептуальное пространство. ...(4231)
Биологизаторские концепции ч ...(4046)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 2
Ботов - 4