Идеи, выдвинутые в книге Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова «Высокая духовность – непобедимая сила»

В книге «Высокая духовность – непобедимая сила» всесторонне, на теоретическом и практическом уровнях анализируется содержание духовности как сложного и многогранного понятия. Во все времена духовность являлась для человечества величайшим богатством, занимала значительное место в жизни отдельного человека и общества в целом. В произведении идет обстоятельный разговор о восстановлении в нашей стране за годы независимости духовности, о грандиозных делах, осуществляемых по ее развитию на основе современных требований, о целях и задачах, стоящих в этой связи перед нами. Особое внимание автор обращает на насущные проблемы, возникающие в духовной сфере в современный непростой период глобализации, на вопросы сохранения и развития духовности нашего народа, на защиту сознания молодого поколения от разных чуждых идей и идеологий.

  • Во вводной части освещаются причины, побудившие автора к созданию книги, охарактеризованы неотложные цели и задачи сферы духовности. В этой части дается характеристика современной эпохе, особо подчеркивается, что сегодня мы живем в поистине переломное, важное дли истории время. В условиях мира и спокойствия наш народ ставит перед собой высокие и благородные цели и, опираясь на свои силы и возможности, добивается грандиозных успехов в строительстве демократического государства и гражданского общества. Наш народ взял свою судьбу в собственные руки и, учитывая вековые ценности и опыт развитых государств, осуществляет строительство свободной и благоустроенной жизни, о которой мечтал на протяжении веков. Особо отмечено то, что основой всех достижений, получивших признание международного сообщества, является независимость нашего государства. Кроме того, здесь обоснованы основные условия и гарантии достижения целей, поставленные на избранном нами пути развития с самых первых дней независимости.

Также во введении на основе глубокого анализа актуальных задач духовной сфере утверждается, что наша страна займет достойное место наравне с передовыми, наиболее развитыми странами мира и для этого надо мобилизовать все имеющиеся возможности. Важно, чтобы наши дети были сильнее, образованнее, мудрее и, конечно, счастливее нас, и в этом процессе огромное значение имеют вопросы духовного воспитания. Существует настоятельная необходимость повышения уровня ответственности и усиления эффективности работы в сфере духовности, неуклонного достижения поставленных благородных целей в деле формирования высокой духовности в общечеловеческом прогрессе.
Охарактеризовав понятие «духовная угроза», автор показывает, что это определение означает комплекс идеологических, идейных и информационных мер, направленных против свободной жизни человека и его духовного мира, вне зависимости от его языка, религиозных и политических убеждений. Различные идеологические угрозы направлены на уничтожение национальных и духовных корней, и эту горькую правду должны глубоко осознать все люди, живущие в нашей стране, и особенно представители молодого поколения. Следовательно, существует настоятельная потребность в усилении бдительности со стороны родителей, учителей и наставников, активизации особого внимания к процессу воспитания молодежи.
Завершая вводную часть, автор подчеркивает, что для реализации целей и задач сохранения нашей духовности, необходимо, чтобы каждый человек осознавал себя достойным гражданином своей страны, глубже осваивал историю, богатую культуру и наследие великих предков, осознанно воспринимал сегодняшнюю быстроизменяющуюся действительность, самостоятельно мыслил и чувствовал свою причастность к преобразованиям в государстве.

  • В первой главе «Духовность – источник роста и могущества человека»раскрывается значение понятия духовности, проявление ее в повседневной деятельности человека и общества, гармоничное единство с жизнью каждого народа, нации и личности. Автор подробно останавливается на значении духовного наследия, культурного богатства, древних исторических памятников в формировании духовности личности.

В этой главе автором обращается внимание на то, что важным фактором развития является гармоничность духовной и материальной жизни, что они не отрицают друг друга, а, наоборот, взаимодополняют, служат твердой гарантией политической, социальной, экономической стабильности и прогресса.

  • В первом разделе «Осознание духовности» автор определяет духовность как огромную силу, духовно очищающую, пробуждающую совесть и ведущую человека к внутреннему самосовершенствованию; критерий всех взглядов личности. В этом определении отражена внутренняя и внешняя сущность человека, тесное единство идейных, идеологических, просветительских, культурных, религиозных и нравственных ценностей.

В работе на примерах из повседневной жизни анализируются сходства и различия людей, наций, народов и государств, разбирается их образ жизни, обряды и традиции, определяется единство культуры и духовности.
Автор глубоко анализирует сущность понятия духовности, останавливаясь не только на его положительных сторонах, но и отмечает его сложность и многоаспектность. Он признает, что, принимая во внимание разнообразие жизни и жизненных укладов, необходимо понимание того, что в сознании и мышлении разных народов, естественно, сохраняются разнообразные точки зрения на окружающую действительность и в связи с этим формируются различные взгляды на жизнь.
Автор особо отмечает необходимость восстановления нашего духовно-просветительского наследия, национальных ценностей, развития их в соответствии с современными требованиями – эти вопросы в годы независимости составили основу осуществляемых коренных реформ. На множестве примеров ставится автором приоритетная задача устранения недооценки нашей страны и её национальных интересов, что осталось тяжелым наследием от старой системы. Здесь говорится о возрождении наших древних ценностей и отношении к религии, восстановлении исторической справедливости и признании решающим фактором достижения намеченных благородных целей духовный рост нашего народа в деле построения нового общества.
Автор произведения констатирует, что наши предки даже в самых тяжелых ситуациях, следуя критериям духовной жизни и правилам нравственного поведения, стремились к высоким чувствам и достигали успехов. Примеры из истории различных стран мира, в частности, Японии и Южной Кореи доказывают, что для завоевания и подчинения любого народа в первую очередь необходимо его обезоружить, то есть лишить его величайшего богатства – национальных ценностей, истории и духовности. Этот вывод вытекает из процессов исторической действительности.

  • В разделе «Основные критерии формирования духовности» глубоко анализируются факторы и критерии, влияющие сегодня на нашу духовность. Автор особо отмечает, что духовность любого народа нельзя представить вне его обрядов, традиций, жизненных ценностей и истории. Исходя из этого, важнейшими факторами формирования духовности названы духовное наследие, культурное богатство и древние исторические памятники.

В работе показывается, что наша древняя и прекрасная страна являлась одной из колыбелей не только восточной, но и мировой цивилизации, что на этой священной земле издавна живет народ, имеющий животворные культурные и духовные корни, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом. Здесь жили и творили великие деятели, ученые, политики, полководцы; неоценимы заслуги наших выдающихся ученых в развитии духовных знаний, связанных с религией ислама; достижения науки стали составной частью общечеловеческой цивилизации и культуры.
В работе с особой гордостью называются образцы устного народного творчества и древние письменные памятники, созданные мыслью и умом наших предков, тысячи рукописей, в которых представлены бесценные произведения по истории, литературе, искусству, морали, философии, медицине, математике, минералогии, химии, астрономии, архитектуре, земледелию и другим отраслям науки. В частности, автор показывает в этой части большое значение бесценного духовного памятника «Авеста», созданного около трех тысяч лет назад. Автор отмечает, что высказанный в этом произведении принцип «Доброе слово, добрая мысль, доброе дело», определяющий основной смысл и содержание «Авесты», является актуальным и для нашего времени.
Автор оценивает дастан «Алпамыш» как героическую песню и уникальное создание устного народного творчества. Он подчеркивает, что древнюю и славную историю нашего народа можно представить как нескончаемый дастан, в котором «Алпамыш» является главным припевом, а это произведение дает нам урок патриотизма и имеет огромное значение для духовного воспитания.
Автор также определяет значение праздника Навруз как древнейшего национального праздника нашего народа, неповторимого выражения вечности жизни, веками сложившегося национального облика, добрых традиций и ярких обрядов народа. Навруз формирует высокие качества, присущие нашему народу, человечность, любовь, милосердие, благородство и великодушие.
Автор останавливается на религии ислам как мериле развития духовности и высоко оценивает религию в качестве системы идей и взглядов, воплотивших думы и чаяния людей о правде и справедливости, совести и праведности, закрепленных в форме устоявшихся правил.
Автор подчеркивает, что, несмотря на то, что сегодня во всем мире отмечается интерес к религии ислама и увеличивается число ее сторонников, существует необходимость правильно объяснять истинную сущность ислама и пропагандировать благородные идеи исламской культуры в целях повышения уровня духовности народа, его духовного очищения, стремления к добру и благородству.
Рассуждая о неповторимом вкладе великих мыслителей и ученых в развитие исламской культуры, автор называет, прежде всего, имама Аль-Бухари и с особым уважением говорит о значении его работ. В книге также приводятся рассуждения о роли трудов великих исламских ученых-теологов Абу Исо Мухаммада ибн Термези, имама Мотуруди, Бурхониддина Маргинони, Абдухолика Гиждувони и Бахоуддина Накшбанди, имеющих важное значение для всего исламского мира.
С особым волнением автор повествует о научных и творческих открытиях ученых-энциклопедистов, выросших на узбекской земле, в частности, о Мухаммаде Мусо Хорезми, чья деятельность оказала громадное воздействие на мировой прогресс, научном значении «Книги об основах астрономии» Ахмада Фаргони, научном подвиге Абу Райхона Беруни, великих произведениях Ибн Сино, мировой славе Махмуда Замахшари.
Приводя подобные примеры, автор доказывает, что духовный мир нашего народа богат и разнообразен и всестороннее изучение такого редкого и бесценного богатства является почетной обязанностью и долгом всех граждан страны.
 Размышляя о духовном мире наших великих предков, автор особо оценивает непреходящее значение деятельности Сахибкирана Амира Темура, а также его внука Мирзо Улугбека, знаменитого ученого, чья жизнь является символом величайшего духовного подвига.
В качестве примера в этой части работы также приводятся сведения о деятельности Алишера Навои, оказавшей существенное воздействие на формирование духовного мира узбекского народа. Автор характеризует Алишера Навои как личность, составившую целую эпоху в сознании народа, в истории художественной культуры, как великого мыслителя и гениального поэта.
В работе раскрывается многоплановая деятельность просветителей-джадидов Махмудходжи Бехбуди, Мунаввара-кори, Абдуллы Авлони, Исхокхона Ибрата, Абдурауфа Фитрата, Абдуллы Кадыри, Абдулхамида Чулпана, Усмана Насыра, поднявших на качественно новый уровень идеи просвещения. С уважением и почтением автор отзывается о значении выдающихся деятелей науки, литературы и культуры, живших и творивших в недавнем прошлом, – Кары Ниязи, Ташмухаммада Сарымсакова, Хабиба Абдуллаева, Сагди Сиражиддинова, Абида Садыкова, Сабира Юнусова, Яхъя Гулямова, Бурибая Ахмедова, Айбека, Гафура Гуляма, Абдуллы Каххара, Зульфии, Сайда Ахмада, Озода Шарафиддинова, Лутфиханум Саримсаковой, Халимы Насыровой, Алима Ходжаева, Раззака Хамраева и др.
Особо отмечается непреходящее значение и влияние семьи в формировании и развитии духовности подрастающего поколения. Семья определяется как место, где закладывается фундамент таких поднятий, как доброта, благородство, великодушие, любовь, нравственность, благоразумие и тактичность, определяющие духовные критерии каждого человека. Автор утверждает, что в настоящее время нашей основной задачей и человеческим долгом является воспитание подрастающего поколения всесторонним, здоровым, гармонично развитым, а для достижения этого необходимо укреплять семью, которая станет духовной крепостью, обеспечивающей преемственность поколений.
В этой части работы определяется важнейшее значение махалли в развитии духовной жизни, обуславливается необходимость уделять большее внимание деятельности махалли, которая является своеобразным зеркалом духовного климата и обстановки в нашей стране.
Особое внимание уделяется системе образования и воспитания как важного жизненного фактора, непосредственно влияющего на формирование духовности. Здесь дан обстоятельный анализ процесса разработки Национальной программы по подготовке кадров. Автор отмечает, что за многие годы в сфере образования накопилось множество проблем. В этом автор лично убедился в процессе восьмимесячной работы над проектом программы. Эту исключительно трудную и ответственную работу необходимо было завершить, соблюдая при этом принцип последовательности.
Автор с удовлетворением отмечает, что уже в первые годы, когда реформирование системы образования и воспитания только началось, была твердая уверенность в том, что успешная реализация поставленных целей даст ощутимый результат и приведет к формированию новой образовательной модели, учитывающей особенности национального пути развития.
И действительно, уже сегодня мы являемся свидетелями результатов реформирования системы образования на примере тысяч учащихся академических лицеев, профессиональных колледжей, высших учебных заведений, созданных в годы независимости, молодых специалистов, имеющих все условия и возможности для обучения и воспитания. Уже сформировалось поколение молодых специалистов, демонстрирующих свою одаренность и накопленный за годы учебы потенциал.
Самое главное значение реформирования образования ощущается с течением времени, с уверенным вхождением в жизнь гармонично развитого, здорового и совершенного поколения.
Автор с уверенностью отмечает, что грандиозная по масштабу и значению работа, проделанная за последние годы в сфере образования и воспитания, реализация намеченных целей, создание новой жизни, стали прочной основой на пути духовного развития молодежи, всего нашего народа.

  • Третий раздел данной главы посвящен вопросам гармоничного единства духовной и материальной жизни. Говоря о роли духовности в жизни человека и общества, автор предпринимает попытку ответить на вопрос, вызывавший горячие споры и дискуссии на протяжении веков: необходима ли для достижения счастливой жизни гармония материальных и духовных основ в каждодневной жизни и деятельности людей. На эту проблему в истории человечества имелись различные взгляды, споры продолжаются до настоящего времени. Автор особо подчеркивает, что в научном наследии древних китайских, индийских и греческих философов, представителей эпохи Возрождения, знаменитых мыслителей исламского мира, отношениям между духовным и материальным отводится большое место.

На основе анализа соответствующих понятий в работе характеризуется процесс возникновения идей материализма и идеализма, отражение в них политической и социальной ситуации своего времени, взглядов господствовавшей идеологии, различных социальных групп и слоев. Как одностороннее выражение взгляда оценивается противопоставление материальных потребностей духовному миру человека, признание главным одного из них. Обобщая существующие мнения по этой проблеме, автор сравнивает материальный и духовный мир человека, необходимый ему для сознательной жизни, с двумя крыльями парящей в небе птицы.
Обращая особое внимание на вопрос об органичном единстве духовной и материальной жизни, автор на убедительных примерах показывает ошибочность утверждения отдельных политиков и теоретиков о том, что сначала надо подумать о материальной жизни, а потом о духовной.
Известно, что принципы материальной и духовной жизни не отрицают, а дополняют друг друга. Каждый человек и общество, мечтающие добиться высокого уровня развития, могут достичь высоких результатов только при условии построения и развития своей жизни на такой диалектической и гармоничной основе. В работе эта истина подтверждается на примере позитивных результатов экономического прогресса, достигнутых в годы независимости, при безусловном влиянии наших духовных ценностей, обрядов и традиций.

  • Вторая глава произведения называется «Независимость – духовное возрождение и развитие».
  • Первый раздел этой главы посвящен проблемам соотношения и взаимодействия национальной идеи и духовной жизни и знакомит читателей с сутью национальной идеи, которая по внутреннему содержанию является духовным явлением. Как подчеркивает автор, существует диалектическая связь между национальной идеей, духовностью и духовной жизнью. В этом разделе работы утверждается, что высшей целью каждого государства и общества является обеспечение благополучной и мирной жизни его народа. В связи с этим автор дает конкретное и логически обоснованное определение национальной идеи, которую характеризует как внутреннюю силу, воплотившую мечты и цели каждой нации, переходящую из поколения в поколение в качестве ее духовной и жизненной потребности.

Такие основные понятия национальной идеи, как мир и стабильность страны, процветание Родины, благополучие народа неразрывно связаны с духовным совершенствованием личности человека. В работе утверждается, что воспитание духовно богатой личности и создание духовно развитого общества являются основной задачей национальной идеи.
Автор говорит о значении непрерывности реформ, осуществляемых в нашей стране, и определяет в качестве составных частей национальной идеи понятия «совершенный человек», «социальное сотрудничество», «религиозная толерантность», «межнациональное согласие».

  • Во втором разделе «Духовность и обновление общества» обращается внимание на значение проблемы формирования духовности граждан, которая играет немаловажную роль в создании фундамента новой жизни и нового общества. Тем самым получает всестороннее обоснование связь между изменением и ростом уровня мышления общества и эффективностью широкомасштабных реформ, осуществляемых во всех сферах нашей жизни. В первую очередь это связано с восстановлением духовности народа, глубоким изучением богатого исторического наследия, сохранением национальных традиций, развитием культуры и искусства, науки и образования.

Автор предупреждает, что необходимо помнить о духовных основах жизни человека и его национальных ценностях, исторических традициях, общечеловеческих духовных богатствах. Он подчеркивает значение сохранения истоков национальной культуры, духовного богатства народа, необходимость укрепления материально-технической базы просвещения и культуры, обеспечение высокой эффективности духовного воспитания подрастающего поколения и решения кадрового вопроса в этой сфере.
Автор обращает внимание на то, что в последнее время гласность в сфере искусства зачастую воспринимается как вседозволенность и на экранах телевизоров, в кино и печати появляется пропаганда безнравственности, чуждых нам элементов массовой культуры. В работе всесторонне анализируется содержание понятия «ценность». Настоящая ценность, по мнению автора, это идеи и понятия, прошедшие испытания историей, полностью соответствующие нашим национальным интересам, мечтам и стремлениям сегодняшнего и завтрашнего дня, требованиям прогресса.
Известно, что самосознание, отражение национального сознания и мышления, психологическая и духовная связь между поколениями проявляется через общение на родном языке. В книге особо подчеркивается, что родной язык является душой нации и здесь особое значение приобретает признание правового статуса государственного языка в Конституции Республики Узбекистан, принятой 8 декабря 1992 года.
Говоря о том, что любовь к Родине является самым дорогим и высоким чувством, автор отмечает значимость национальных традиций и обрядов, возрождение исторической памяти и объективное оценивание социальных явлений в повышении уровня духовности народа. Он подчеркивает, что стали важными событиями в нашей духовной жизни памятные даты. 31 августа – «День поминовения жертв репрессий», 9 мая – «День памяти и почестей», создание мемориальных комплексов, установление памятников Скорбящей матери.

  • В третьем разделе второй главы, который называется «Реформы и их духовные критерии», анализируются основные приоритетные направления коренных реформ, осуществленных в Узбекистане за годы независимости, их содержание и значение, влияние на жизнь нашего народа. Здесь особо подчеркивается, что в период перехода к рыночной экономике при разработке стратегии строительства демократического общества в нашем государстве была проделана большая работа. Она не проводилась стихийно, и, как отмечает автор, были учтены особенности образа жизни нашего народа, национальные традиции и обычаи, настроение населения, так как конечный результат реформ неразрывно связан с глубоким пониманием и поддержкой народа. Согласно этим критериям, была разработана узбекская модель государственного развития, которая на сегодняшний день признана во всем мире. Основные принципы этой модели заключаются в следующем: 1) приоритет экономики над политикой; 2) государство – главный реформатор; 3) верховенство закона во всех сферах жизни общества; 4) проведение сильной социальной политики; 5) поэтапный переход к рыночным отношениям эволюционным путем.

Далее в работе раскрывается духовно-идеологическое и социально-политическое значение результатов, достигнутых в ходе реализации принципов узбекской модели развития. В сложный период перехода к рыночной экономике в Узбекистане при поддержке государства как главного реформатора, обеспечивающего поддержку малообеспеченных слоев населения, пресекающего резкие социальные потрясения, в стране главенствуют принципы равенства, стабильность и спокойствие, проявляется созидательный потенциал народа, повышается его благосостояние. Самое главное достижение нового времени - изменение мышления людей, их мировоззрения, понимание преимущества нового строя, укрепление веры в свои силы и возможности, причастность к переменам в обществе. Таким образом, изложенное в работе мнение о том, что эффективность каждой реформы определяется духовно-психологическим обновлением народа, повышением уровня его самосознания, появлением чувства подлинной причастности к судьбе страны и происходящими сегодня изменениями, находит свое подтверждение в нашей жизни.

  • В следующей части работы анализируется содержание понятия «демократия» и дается ее определение как правового государства, сильного гражданского общества, которое управляется с помощью духовных критериев. Опираясь на эти две составляющие демократии, автор утверждает, что выработанная концепция «От сильного государства – к сильному обществу» последовательно претворяется в жизнь.
  • В третьей главе работы «Угроза духовности – угроза нашей сущности и будущему» определяется значение борьбы идеи против идеи, мысли против мысли, анализируется процесс глобализации, ею содержание, положительные и негативные стороны.
  • В разделе «Процесс глобализации и духовные угрозы» характеризуется процесс глобализации, изменяющий высокими темпами весь мир, показано расширение его влияния на мировое сообщество. Автор отмечает, что глобализация – это непомерное ускорение жизненного темпа.

Как каждое явление, глобализация имеет положительные и негативные стороны.

  • В качестве положительных сторон глобализации автор выделяет следующие факторы:
  • укрепление сотрудничества и интеграции между государствами и народами;
  • зарождение благоприятных условий для иностранных инвестиций, свободного обращения капитала, товаров и рабочей силы, создания новых рабочих мест;
  • распространение достижений науки, современных коммуникаций, информационных технологий;
  • появление новых возможностей для взаимной поддержки во время экологических бедствий.

В настоящее время процесс глобализации в качестве средства идейного влияния служит политическим интересам различных сил. Посредством него к нам проникают различные чуждые взгляды и идеи, что может привести к непредвиденным негативным последствиям. Автор приводит примеры таких последствий. Военное, экономическое, политическое давление можно видеть, чувствовать и предотвратить, тогда как почувствовать и предугадав идеологическую угрозу, её влияние и последствия не всегда возможно. В этом смысле имеют особое значение призывы автора к внимательному и неравнодушному отношению к проникновению чуждых, навязываемых нашему народу идей как указывается в работе, основным способом избежать такого рода опасности является глубоко придуманное, научно обоснованное, непрерывное духовное воспитание.
В произведении подчеркивается важность своевременного понимания целей и содержания идей, распространяемых различными политическими силами для достижения своих корыстных целей под маской «продвижения демократии и свободы». Таким образом, защита духовного мира нашего народа, понимание истинной сути процессов, происходящих на международной арене, формирование объективного и независимого мнения по актуальным вопросам современности является главной задачей сегодняшнего дня.
В произведении получает разъяснение опасность, которую несет чуждая нашему народу массовая культура, несущая в себе этическую и духовную безнравственность, отрицание принципов священности семьи, жизни человека, духовных истоков нашего образа жизни, непреходящих ценностей и традиций.

  • В разделе «Мысль против мысли, идея против идеи» всесторонне обосновывается необходимость борьбы с духовным невежеством, которому противопоставляется просвещение, а также борьбы идей с идеями в условиях постоянно заменяющейся геополитической, экономико-социальной, информационно-коммуникационной картины мира.

На примере общеизвестного факта – профилактика любой болезни вырабатывает в человеческом организме стойкий иммунитет – автор показывает важность и необходимость усиления работы по формированию идейного иммунитета в сознании молодого поколения. Это позволит воспитать его в духе любви к Родине, приверженности к духовной религии наших предков, богатой истории и даст возможность нашей молодежи стать настоящими гражданами страны с глубоким национальным самосознанием, пониманием жизни, идущими в ногу современен. Только тогда представители молодого поколения смогут противостоять чуждым идеологическим понятиям и идеям.
Рассуждая о защите молодого поколения от различных духовных угроз, автор, обращая внимание на лучшие характерные черты нашего народа, особо останавливается на негативных факторах, проявлениях и вредных тенденциях, которые отрицательно влияют на его развитие. В первую очередь он с горечью говорит о необходимости освобождения общества от эгоизма и равнодушия, местничества и кумовства, коррупции и корыстолюбия.
Одним из самых негативных качеств, присущих человеку, автор считает предательство, в котором берет начало любое зло и противостояние между людьми и государствами. Поэтому необходимо направить все усилия на духовное воспитание людей, чтобы стремление к правде и благодеянию стало потребностью каждого человека. Только единство всех граждан государства, всего народа Узбекистана, сплоченный труд на благо Родины позволит обеспечить благоустроенную и мирную жизнь страны.
В работе также рассматриваются пагубные негативные явления – безразличие и равнодушие, которые необходимо искоренять. Автор отмечает, что человека, бесстрастно наблюдающего события, происходящие в окружающем мире и в чужой жизни, надо опасаться, потому что он словно чужой смотрит и на судьбу своей Родины, и своего народа. Для борьбы с указанными явлениями необходимо, чтобы каждый гражданин жил в стремлении к прогрессу и обновлению общества, глубоко осознавал свой долг и обязанности защищать ценности нашей духовной жизни.
В работе утверждается, что всесторонний научно-практический анализ и оценка сложных идеологических процессов, изучение их влияния на различные слои населения, раскрытие сущности идеологических угроз, противостоящих нашему образу жизни и национальным интересам, укрепление в умах наших граждан здорового мировоззрения, имеет важное значение в борьбе идей.

  • Автор доказывает, что важными задачами сегодняшнего дня являются:
  • широкое внедрение современных информационных и компьютерных технологий, обеспечивающих успешную духовно-просветительскую пропагандистскую работу;
  • разработка эффективных методов, направленных на формирование идеологического иммунитета нашего общества;
  • создание необходимых рекомендаций и пособий для государственных и общественных организаций.
  • Четвертая глава работы «Прочный фундамент развития нашей Родины» состоит из двух частей.
  • В первом разделе «Дорога к сердцу человека» поставлены важные вопросы: что следует сделать, чтобы превратить духовность в мощную силу, и что требует первоочередного внимания? Здесь со всех сторон анализируется основополагающее значение продуманной организации деятельности по духовному воспитанию.

Автор подчеркивает, что формирование духовности общества в целом является трудным делом, которое необходимо осуществлять постоянно и непрерывно, основываясь на принципах системной организации. Поэтому в работе еще раз определяется необходимость укрепления и развития образовательно-воспитательной сферы: печати, телевидения, Интернета и других средств массовой информации, театра, кино, литературы, музыки, живописи и других видов искусства, то есть деятельности во всех сферах, влияющих на мышление и сознание человека.
По твердому убеждению автора работы, путь к душе человека начинается с воспитания и образования, и поэтому в ней с почтением говорится о благородном труде учителей и наставников.
Автор дает оценку позитивного влияния уникальных по своей сути институтов самоуправления – махаллинских комитетов и сходов граждан. Аксакалы, активисты, специалисты по религиозному просвещению и духовно-нравственным вопросам находят пути к душам людей, остаются причастными к их проблемам, своевременно оказывают практическую помощь, дают необходимые советы, что на деле подтверждает то, что в нашем обществе воспитываются такие качества, как милосердие, благородство, взаимопонимание и взаимопомощь как отмечается в работе, все это служит прочному установлению мира, процветания и благоденствия в нашем обществе.
Автор убедительно показывает, что в нашей стране созданы необходимые условия для свободного творчества, полноценного и всестороннего изучения национальных ценностей, духовного богатства и истории народа, его сегодняшней многогранной жизни. Все это занимает важное место в укреплении духовных основ новой жизни, нового общества, воспитании всесторонне развитой личности.
В условиях усиления влияния различных духовных угроз, в частности, негативного влияния массовой культуры, особое место отводится деятельности представителей научной, культурной и творческой общественности.
С этой точки зрения, вполне естественно, что непрерывное развитие и усиливающееся влияние электронных информационных средств, в частности телевидения и радио, находятся в центре пристального внимания государства и общества. Особо отмечается тот факт, что средства массовой информации превращаются в мощную силу. Исходя из этого, автор показывает значение повышения профессионального мастерства работников СМИ, формирование специалистов, имеющих независимую жизненную позицию, проявляющих твердость и решительность.
Одним из главнейших средств, влияющих на развитие духовного мира человека, является искусство слова, художественная литература. Литература издавна является отражением души народа, вестником правды и справедливости. В период независимости развитие литературы, создание исторически правдивых произведений о сегодняшнем дне, посвященных отражению образа героя современности, стало требованием времени. Особо важен вопрос художественного перевода образцов узбекской литературы на мировые языки и всяческое поощрение мастеров слова, прославляющих во всем мире достижения Узбекистана, его древнюю историю и светлое будущее.
В этой части работы особое внимание уделяется развитию музыкального искусства. Автор пишет об огромном значении музыки в жизни нашего народа и подтверждает это фактом нахождения в кишлаке Муминобод близ Самарканда национального музыкального инструмента – ная, созданного более чем 3 тысячи лет тому назад. За годы независимости приняты широкомасштабные программы по охране музыкального наследия, развитию музыкальной культуры, повышению качества и уровня эстрадного искусства. Автор останавливается на развитии эстрадного искусства, так как оно является особо привлекательным для молодежи, и поэтому в этой части подробно раскрываются содержание понятия «национальная эстрада». Он призывает беречь национальную эстраду от подражания образцам зарубежной массовой культуры.
Говоря о театральном искусстве как об одной из неотъемлемых частей национальной культуры, автор пишет, что в настоящее время в театрах республики ставится множество спектаклей различных жанров и продолжаются творческие поиски новых форм. Вместе с тем подчеркивается, что существует лишь малое число высокохудожественных с точки зрения драматургии и режиссуры произведений, всесторонне и глубоко отражающих нашу повседневную жизнь и образы героев нашей современности.
Автор также дает исчерпывающую характеристику киноискусства как самого массового вида искусства, получившего полноценное развитие в Узбекистане, где создана своеобразная творческая школа. Исходя из того, что влияние киноискусства на сознание и мышление человека велико, обращается особое внимание на развитие национальной кинематографии. Автор говорит о том, что в настоящее время в этой сфере происходят кардинальные изменения, но образ настоящего современного героя на киноэкране до сих пор не создан. Одной из основных причин является отсутствие кадров, способных эффективно работать в этой важнейшей сфере, национальной школы, готовящей специалистов профессиональных кинорежиссеров и сценаристов.
В этой главе описываются широкомасштабная работа и успехи, достигнутые в сфере изобразительного искусства. За годы независимости в этой области появилось много одаренной молодежи. Это особенно заметно в монументальном искусстве. С обретением независимости была восстановлена историческая справедливость в отношении возрождения исторического образа Сахибкирана Амира Темура. Как непосредственный участник этого процесса автор произведения рассказывает о воссоздании портрета Амира Темура. Вначале были определены пути восстановления облика нашего великого предка на основе исторических источников, и после этого был возрожден величественный образ Амира Темура в изобразительном искусстве и скульптуре. В последующие годы были установлены памятники таким великим деятелям, как Ахмад Фаргони в Фергане, Мухаммад Муса Хоразми и Джалолиддин Мангуберди в Ургенче, Алишер Навои в городе Навои, Гафур Гулям, Абдулла Каххар и Зульфия в столице. Созданы монументальные произведения искусства, такие как мемориальные комплексы «Алпомыш» в городе Термезе, «Эл-юрт таянчи» в Карши. Автор поясняет, что, несмотря на большие достижения, подготовка квалифицированных скульпторов и архитекторов остается одним из актуальных вопросов.


Статья

Дата добавления: 0000-00-00 00:00:00
Просмотров: 27365
Категория: Лекции по демократии

Абитуриентам

Учишься в лицее/колледже Ташкента? Хочешь поступить в престижный ВУЗ? Посмотри видео, и поймешь, как сделать свою мечту реальностью!

Комментарии


Поиск по сайту


Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова «Высокая духовность – непобедимая сила» (27365)
Пять принципов «Узбекской модели». (7184)
Неопозитивизм и его представители (3430)
Концепция цивилизации Тойнби (3389)
Основные признаки цивилизации (3120)
Практика как основа и цель познания (2955)
Методологические основы предмета «Теория и практика построения демократического общества в Узбекистане». «Теория и практика построения демократического общества в Узбекистане» в системе общественно-гуманитарных наук. (2785)
Перцептуальное пространство. (2680)
«Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» - важный этап развития страны. (По докладу И.А. Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 (2640)
Основные подходы к цивилизации (2581)

Популярное видео

01. Числовые и алгебраические выражения (1979)
WordPress. Уровень 1. Контент – менеджер. 1 день. Часть 1 (1405)
03. Числовые выражения действия с дробными числами (1268)
07. Разложение многочленов на множители. Метод выделения полного квадрата. Комбинация методов (1214)
Основные физические понятия электродинамики (1189)
Манометр Бурдона (1185)
Относительность движения (1179)
02. Числовые выражения действия с натуральными числами (760)
HTML и CSS. Уровень 1. День 1. Часть 1 (720)
Математическая статистика. Вводная лекция. Часть 1 (717)

Популярные тесты по истории

Идея и идеология национальной независимости. Их задачи и место в развитии Республики Узбекистан. (23369)
Собственный путь развития Республики Узбекистан. «Узбекская модель». (11757)
Угрозы безопасности Узбекистану на пороге XXI века (По книге И.А.Каримова «Узбекистан на пороге XXI века: угроза безопасности, условия стабильности и гарантии прогресса»). (10562)
Возрождение национальных и религиозных ценностей народов Узбекистана в условиях независимости. (Книга И.А.Каримова «Юксак маънавият – енгилмас куч».). (8775)
Президент И. А. Каримов о значении изучения истории (по работе И.А. Каримова «Без исторической памяти нет будущего»). (8512)
Первобытнообщинный строй на территории Узбекистана и его периодизация. (Палеолит, мезолит - их достижения). (7835)
Узбекистан в мировом сообществе. Внешняя политика Республики Узбекистан в период независимости. (6776)

Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 2

Социальные сети