Демократические основы геополитических возможностей Узбекистана и принципы внешней политики.

В своей книге «Узбекистан на пороге ХХI века: угрозы безопасности, условия гарантии прогресса» И.А. Каримов, рассматривая геостратегический потенциал и природные ресурсы, считает их одним из условий и гарантий прогресса. Он пишет, что в современном мире каждая страна, в том числе Узбекистан, это не обособленные территории, они входят в определенную географическую и политическую систему мирохозяйственных связей. Располагаясь в междуречье Амударьи и Сырдарьи, Узбекистан обладает выгодным, с позиции налаживания международных связей и перспектив своего развития, геостратегическим положением. Через территорию Узбекистана еще в древности пролегал Великий Шелковый Путь, связывающий Восток и Запад. Здесь сходились торговые пути, шел интенсивный процесс внешних контактов и взаимного обогащения различных культур.

Здесь и сегодня пересекаются пути, ведущие из Европы и Ближнего Востока в Азиатско-Тихоокеанский регион. Особую значимость и динамичность эти связи приобретают после обретения Центрально-азиатскими странами независимости и суверенитета. И это не случайно. Ведь территория Центрально-азиатских стран протянулась от границ Китая на Востоке до Ирана и Каспийского моря на Западе, она связывает Индостанский полуостров с Россией и Европой. Значение Узбекистана и других Центрально-азиатских республик в современных геополитических системах настолько заметно и высоко, что происходящие события в наших республиках непосредственно затрачивают интересы крупнейших мировых держав, различных геополитических формирований. При формировании своей геополитики любое государство учитывает это обстоятельство и стремится извлечь для себя политическую, экономическую и стратегическую выгоду. В свою очередь, территориально-пространственные особенности Узбекистана, его географическое положение имеют большое значение в выборе и осуществлении нашей внутренней и внешней политики.

Занимая центральное геополитическое положение в Центральной Азии, Узбекистан имеет все возможности сыграть заметную роль в процессах обеспечения равновесия и баланса сил, создания прочей основы для сотрудничества в этом стратегическом регионе, который по своим реальным и потенциальным природным и сырьевым ресурсам уже сегодня, в преддверии ХХI века, приобретает особую значимость на политической и экономической карте мира. Узбекистан, как наиболее развитая страна в регионе, располагая огромным духовным и культурным потенциалом, служит сегодня связующим звеном между сопредельными государствами: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменией, Афганистаном. Через активное сотрудничество с Узбекистаном открывается возможность установления выгодных отношений во всем Центрально-азиатском регионе. Являясь сердцевиной Центральной Азии, Ташкент, образно говоря, служит воротами Востока. Оценивая это, именно в Ташкенте открыли свои представительства и бюро многие международные организации, такие как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и развития и др. В Узбекистане аккредитовали свои представительства более 350 иностранных компаний, фирм и банков. Это открывает широкие возможности для интеграции Узбекистана в мировое сообщество.

  • Исходя из своих геополитических возможностей, Узбекистан строит свою внешнюю политику в соответствии с выдвинутыми Президентом принципами:
  • Всемирный учет взаимных интересов при верховенстве своих национальных государственных интересов.         
  • Отдавая приоритет общечеловеческим ценностям во взаимоотношениях с народами и государствами, Узбекистан выступает на международной арене за укрепление мира и безопасности, за урегулированием конфликтов мирным путем. Узбекистан остается безъядерной страной и не намерен вступать в агрессивные блоки и союзы.
  • Внешняя политика республики строится на принципах равноправия и взаимной выгоде, невмешательства во внутренние дела других государств.
  • Реализация принципа открытости внешней политике, вне зависимости от идеологических воззрений, будет способствовать установлению обширных внешних связей со всеми миролюбивыми государствами.
  • Суверенный Узбекистан, создающий свою национальную правовую систему, признает приоритет норм международного права перед внутригосударственными.
  • Ташкент выступает за установление и развитие как двусторонних, так и многосторонних внешних связей на принципах полного доверия, за углубление сотрудничества в рамках международных организаций.

Категория: Лекции по демократии

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь