Категории диалектики «содержание» и «форма».

Одним из понятий, с помощью которого осмысливается упорядоченность бытия, служит понятие формы. Аристотель форму представлял активной силой, организующей пассивную материю, - по аналогии с ситуациями человеческого творчества. Гегель связывал с понятием формы определенность предмета. Содержание - философская категория, обозначающая; совокупность различных элементов, сторон, свойств и их взаимодействий (внутренних и внешних), определяющих характер предмета, явления, процесса. Форма - философская категория, выражающая упорядоченность, структуру, организацию устойчивых связей между компонентами содержания. Форма также есть проявление внешнего облика предмета. Всякий достигший зрелости предмет способен продуцировать внутри себя структуры, представляющие собой упразднение старого в превращенной форме. Она консервирует старое и одновременно создает предпосылки нового в старом. Здесь переход в качественно, иное состояние образует длительную полосу постепенного превращения одного в другое, когда формируется синтез старого и нового качеств. У содержания преобладает тенденция к изменению, у формы - к устойчивости. До некоторых пор эти тенденции находятся в гармонии и форма по отношению к содержанию выполняет организующее конструктивную функцию, закрепляет, нормализует определенную ступень содержания. Если же форма своевременно не преобразуется (а в обществе в этом могут быть заинтересованы определенные социальные и политические силы), тогда она становится тормозом развития содержания, наступает конфликт формы и содержания, требующий соответствующих средств своего преодоления. При развитии содержания происходит или ломка старой формы, или перерождение, приспособление ее к новому содержанию.

Дата добавления: 0000-00-00 00:00:00
Просмотров: 2930
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(35414)
Пять принципов «Узбекской мо ...(12873)
Концепция цивилизации Тойнби ...(6649)
Основные признаки цивилизаци ...(6494)
Неопозитивизм и его представ ...(6007)
Социальное пространство. ...(5739)
Практика как основа и цель п ...(4952)
Основные подходы к цивилизац ...(4766)
Перцептуальное пространство. ...(4663)
Биологизаторские концепции ч ...(4482)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 7
Ботов - 1